УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №15 ___________ Е.А. Смирнова «31» августа 2023 год Учебный план основной образовательной программы дошкольного образования на 2023-2024 учебный год Пояснительная записка Учебный план на 2023-2024 учебный год является локальным нормативным документом, регламентирующим требования к организации образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15» Артемовского городского округа. Учебный план разработан в соответствии с: - Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО); - Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 г. N 1014; - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28; - Уставом МБДОУ № 15»; - Основной образовательной программой дошкольного образования МБДОУ №15. Содержание учебного плана включает в себя следующие сведения: - длительность организованной образовательной деятельности; - максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня; - особенности организации организованной образовательной деятельности; - информацию о реализуемых примерных программах; - расписание занятий в группах раннего возраста; - расписание занятий в дошкольных группах. Длительность занятий не превышает: Возраст детей Длительность занятий Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня: от 1 до 3 лет 8-10 минут не превышает 10 минут от 2 до 3 лет 8-10 минут не превышает 10 минут от 4 до 5 лет 20 минут не превышает 40 минут от 5 до 6 лет 20-25 минут не превышает 50 минут от 6 до 7 лет 30 минут не превышает 90 минут Перерывы между занятиями – не менее 10 минут. В середине образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Занятия с детьми от 5 лет до 6 лет 3 раза в неделю, с детьми от 6 лет до 7 лет 4 раза в неделю осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 минут в день в группе детей от 5 лет до 6 лет, 30 минут в день в группе детей от 6 лет до 7 лет. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: для детей раннего возраста от 2 до 3 лет – 1 час 40 мин.; для детей четвертого года жизни – 2 часа 30 мин.; для детей пятого года жизни – 3 часа 20 мин.; для детей шестого года жизни – 5 часов; для детей седьмого года жизни – 7 часов 30 минут. Образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня. Для профилактики утомления детей проводятся физкультурные, музыкальные занятия, ритмику и т.п. Организация образовательного процесса в МБДОУ № 15» АГО осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, разработанной с учетом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 г. N 1155 (далее - ФГОС ДО) и Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847). Программа направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области, представляющие определенные направления развития и образования детей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. Конкретное содержание указанных во ФГОС ДО образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательноисследовательской деятельности и т.д. - как сквозных механизмах развития ребенка): в раннем возрасте: (ФГОС п. 2.7.) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями - (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки, сказок, стихов; - рассматривание картинок; - двигательная активность; для детей дошкольного возраста: - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; - коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); - познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними); - восприятие художественной литературы и фольклора; - самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице); - конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал; - изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация); - музыкальная деятельность (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) - двигательная деятельность (овладение основными движениями). Образовательная деятельность организуется в каждой возрастной группе, в соответствии с вышеуказанными видами детской деятельности. Основная форма организации образовательной деятельности – совместная деятельность, которая предполагает партнерское взаимодействие воспитателя с детьми в условиях организации различных видов детской деятельности. План составлен с соблюдением минимального количества занятий. Количество занятий ООД на освоение дополнительных общеразвивающих программ входит в объем максимально допустимой образовательной нагрузки. План составлен на учебный год – со 01.09.2023 г. по 31.05.2024 г. В группах раннего возраста в содержание непосредственно образовательной деятельности не включены такие виды деятельности как, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.). Задачи Программы, направленные на освоение данных видов деятельности решаются в режимные моменты: подготовка к приему пищи, прогулке, ко сну, во время прогулки, во время выполнения гигиенических процедур, в общении, игре и др. Для восприятия художественной литературы и фольклора, игровой деятельности в режиме дня ежедневно отведено время. Содержание деятельности, направленное на решение задач Программы по формированию навыков самообслуживания и элементарного бытового труда (в помещении и на улице) планируется педагогами во все видах деятельности, при организации режимных моментов. Часть, формируемая участниками образовательного процесса представлена временем, отведенным на отражение специфики национально-культурных, демографических, климатических условий в непосредственно образовательной деятельности. В ФГОС ДО содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста: игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная, познавательно-исследовательская, музыкальнохудожественная, восприятие художественной литературы, как особый вид детской деятельности, и продуктивная. В обязательном порядке в план вошли: • познавательная деятельность • речевая деятельность • изобразительная деятельность • коммуникативная деятельность • двигательная деятельность • музыкальная деятельность В соответствии с комментариями к ФГОС ДО (к разделу II п. 2.7): содержание образовательной программы ДО не должно быть заранее расписано по конкретным образовательным областям, поскольку оно определяется ситуацией в группе, а именно: индивидуальными склонностями детей, их интересами, особенностями развития. Педагоги, работающие по программам, ориентированным на ребенка, обычно формируют содержание по ходу образовательной деятельности, решая задачи развития детей в зависимости от сложившейсяобразовательной ситуации. Занятия для детей раннего возраста основаны на организации таких видов деятельности как: - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; - экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); - общение с взрослым и совместные игры сосверстниками под руководством взрослого; - самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.); - восприятие смысла музыки; - восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок; - двигательная активность. Занятия для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как: Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр. Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем дошкольном возрасте). Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного. Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении. Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности. Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы, предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом), безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей. Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественнотворческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования. Деятельность в центрах активности Воспитатель представляет центры активности, подготовленные и насыщенные материалами для организации совместно партнерской деятельности детей. Дети осуществляют выбор содержания, вид деятельности в центрах активности. Система детской образовательной деятельности Вид образовательной деятельности Коммуникативная деятельность Система работы: Познавательная деятельность Игровая /Деятельность в центрах активности система работы по развитию игровой деятельности детей дошкольного возраста; патриотическое воспитание дошкольников; духовно-нравственное воспитание дошкольников; формирование основ безопасности жизнедеятельности; трудовое воспитание детей. опытно-экспериментальная деятельность детей; формирование элементарных математических представлений; ознакомление детей с миром природы; ознакомление детей с социальным миром. Игры: ролевая драматизация имитационная народная режиссерская хороводная пальчиковая логоритмическая артикуляционная игра-забава музыкальная Игры с правилами: игра-головоломка сенсорная на ориентировку в пространстве релаксационная Изобразительная деятельность словесная речевая игра-забава игра с тенью с водой развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства и мира природы; развитие конструктивной деятельности; изобразительная деятельность детей. Музыкальная деятельность музыкальное воспитание детей. Двигательная деятельность общая система физкультурно-оздоровительной работы; применение здоровьесберегающих технологий; двигательный режим и условия для двигательной деятельности детей. Речевая деятельность овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки обучения грамоте; ознакомление детей с художественной литературой. Дополнительное образование для детей дошкольного возраста не проводится за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон План образовательной деятельности детей раннего возраста от 2 до 3 лет № Виды деятельности: 1 Экспериментирование с материалами и веществами 2 3 4 5 Общение/восприятия смысла сказок/речевые игры Двигательная активность Восприятие смысла музыки Предметная деятельность Итого: Количество раз/минут, в неделю 2/20 2/20 3/30 2/20 1/10 10/100 План образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста Вид деятельности Количество часов в неделю (минуты/количество периодов) 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет Обязательная часть Ежедневно в режиме дня Речевая деятельность (восприятие художественной литературы и фольклора) 1/15 1/20 2/25 2/30 Речевая деятельность (развитие звуковой и интонационной культуры, предпосылки обучению грамоте) 1/15 1/20 1/25 2/30 Познавательная деятельность (ознакомление с миром природы и социальным миром) Познавательная деятельность (формирование элементарных математических представлений) Познавательная деятельность (основы финансовой грамотности) Изобразительная деятельность (конструирование) Изобразительная деятельность (рисование) Изобразительная деятельность (лепка, аппликация – чередуются) Музыкальная деятельность 1/15 1/20 1/25 1/30 - - 1/25 1/30 Двигательная деятельность Объем нагрузки: Ежедневно в игровой деятельности 1/15 1/20 1/25 2/30 1/15 1/20 1/25 1/30 2/15 2/20 2/25 2/30 3/15 3/20 3/25 3/30 10/150 10/200 12/300 14/420 (2 ч.30 м.) (3 ч. 20 (5 ч.) (7 ч.) м.) Формируемая часть, участниками образовательных отношений Познавательная деятельность 1/25 1/30 (STEM образование) Культурные практики: Ежедневно в режиме дня безопасности жизнедеятельности, Духовно-нравственная, Самообслуживание и общественно-полезный труд, Ирга и общение. (Парциальная программа «СамоЦвет») Недельная нагрузка (2ч.30м.) (3ч.20м) (5ч.25 мин) (7 ч.30м)