ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА ДОУ

Уважаемые родители!

С января 2016 года в МБДОУ № 15 работает психологическая служба! Основные направления работы данной службы представлены ниже.

Психологическая служба ДОУ   - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям.

Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической,психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. А также социально-психологической адаптации.           

Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи.             

Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. 

Цель психологического сопровождения в ДОУ -   

Содействие психологическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.

Данная цель конкретизируется в следующих задачах:

- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;

- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;

- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;

- психологическое обеспечение образовательных программ.

Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе.

В начале учебного года совместно с администрацией ДОУ будет определяется деятельность психолога в методической работе: участие в педсоветах и методических советах, проведение семинаров, педагогических консилиумов, лекций, консультаций и тренингов для педагогов и родителей. Определяются основные стратегии психологического сопровождения воспитанников.

На протяжении деятельности психологической службы ДОУ будут использоваться следующие формы работы с родителями:

1. Родительские собрания - ознакомление родителей:

- с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;                         

- особенностями подготовки детей к ДОУ;

- с прохождением адаптационного периода детей младших групп;

- особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;

- преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.

2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.

3. Выпуск памяток для родителей,  связанных с воспитанием детей.

5. Семинары, тренинги по эффективному взаимодействию с детьми.                                                     

Основными направлениями психологического сопровождения будут являться: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.

Направления  деятельности психологической службы, будут охватывать работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями города (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела социально-психологического сопровождения).

Охарактеризуем  реализацию основных идей и направлений планируемой психологической службы в каждом компоненте через различные формы и методы организации работы.  

1. Психодиагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

В рамках психодиагностического направления будет осуществляться:

Анкетирование с целью определения степени готовности ребёнка к поступлению в ДОУ;

Наблюдение с целью определения эмоционального фона группы (в период адаптации);

Обследование детей младшего дошкольного возраста для определения уровня нервно-психического развития и выстраивания индивидуальной траектории развития ребенка;

Диагностика воспитанников подготовительной и речевой групп  с целью определения уровня психологической готовности к обучению в школе для организации и координации коррекционно-развивающей работы с детьми;

Диагностика психического развития детей речевой группы (старший возраст) для организации коррекционно-развивающей работы;

Диагностика детей «группы риска» (агрессивные, нерешительные, конфликтные, вспыльчивые дети) с целью учёта и  организации дальнейшей помощи по оказанию работы с детьми;Хочу такой сайт

Диагностика воспитанников в рамках психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ;

Диагностика удовлетворённости родителей качеством услуг, предоставляемых ДОУ.

2. Психопрофилактика  является средством предотвращения возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологической службой стоит задача в рамках психопрофилактического направления содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

В данном направлении проводится работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

-анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

 - информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

- отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей;

- содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактическая деятельность с детьми заключается в коррекции утомления воспитанников; индивидуализации обучающей среды. Эта деятельность будет осуществляться через следующие формы: индивидуальные и групповые консультации педагогов, создание ситуации успеха в образовательной деятельности, использование технологий личностно-ориентированного обучения.

Работа с детьми "группы риска" реализует все направления деятельности службы. Психодиагностика заключается в изучение эмоционально – волевой и мотивационной сферы ("Кактус", М.А. Панфилова, "Страхи в домиках"                         А.И. Захаров, "Лесенка" В.Г.Щур), личностно – типологических особенностей (тест рисуночный "Рисунок человека", "Рисунок семьи"), выявление детей, несущих груз семейных проблем.

3. Коррекционная и развивающая работа. Этому направлению будет уделяться самое большое внимание.

Психолого-педагогическая коррекция – это деятельность психолога, направленная на повышение возможностей ребенка в обучении, поведении, в отношении с другими людьми – детьми и взрослыми, на раскрытии его потенциальных творческих резервов.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная работа  будет проходить не как простая тренировка умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений. В дошкольном возрасте универсальной формой коррекции является игра. Игровая деятельность может быть с успехом использована как для коррекции личности ребенка, так и для развития его познавательных процессов, речи, общения, поведения. Так же, в дошкольном возрасте формой коррекции является особым образом организованная учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий. 

Коррекция развития носит опережающий, предвосхищающий характер. Она  стремится не к упражнению и совершенствованию того, что уже есть, что уже достигнуто ребенком, а к активному формированию того, что должно быть достигнуто ребенком в ближайшей перспективе в соответствии с законами и требованиями возрастного развития и становления личностной индивидуальности. Иными словами, при разработке стратегии коррекционной работы мы не ограничиваемся сиюминутными потребностями в развитии, а учитываем и ориентируемся на перспективу развития. Ценность коррекционной работы развития в том, что она дает возможность ребенку ощутить себя перспективным в той деятельности, которая является для него личностно значимой.

4. Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации  индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, педагоги и администрация ДОУ. Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения.

Консультирование осуществляется по следующей тематики:

- Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка;

- Групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей по актуальным темам;

 Медико-педагогические совещания (консультирование педагогов по вопросам развития детей раннего возраста: "Игровая деятельность", "Сенсорное развитие детей раннего возраста", "Контроль за нервно-психическим развитием", "Факторы риска в развитии ребёнка");

- Проведение различных форм работы (семинаров-практикумов, круглых столов, деловых игр) с педагогическим коллективом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

5. Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, а именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение не ограничивается общими сведениями по детской психологии, а опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, учитывает квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Будет проводиться систематизированное психологическое просвещение педагогов;

Будет осуществляться систематизированное психологическое просвещение родителей в форме родительских собраний, круглых столов, заседаний согласно тематике и возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей. В ДОУ будут созданы информационные уголки  «Советы психолога».

Реализация вышеописанных направлений будет осуществляться в работе с детьми, родителями и педагогами нашего ДОУ.

Таким образом, система психологического  сопровождения поможет оказать  своевременную квалифицированную консультативно-методическую, психодиагностическую, психокоррекционную помощь детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания.

кризис 7 лет.pdf (скачать) (посмотреть)
кризис 3 лет.pdf (скачать) (посмотреть)
Психологическое развитие у детей 2-3 лет.pdf (скачать) (посмотреть)
Психологическое развитие у детей 3-4 лет.pdf (скачать) (посмотреть)
Психологическое развитие у детей 4-5 лет .pdf (скачать) (посмотреть)
Психологическое развитие у детей 5-6 лет.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».