Положение об оказании логопедической помощи в ДОУ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998г №124-ФЗ с изменениями от 28 апреля 2023 года, Распоряжения Минпросвещения России от 06.08.2020 N Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», а также Уставом дошкольного образовательного учреждения и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

1.2. Данное Положение регламентирует деятельность ДОУ, в части оказания логопедической помощи воспитанникам, имеющим нарушения устной речи (далее - воспитанники) и трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования (в том числе адаптированных).

1.3. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми, имеющими речевые патологии, устанавливает направления деятельности учителя-логопеда, его права и обязанности, определяет материально-техническое обеспечение помещения для логопедических занятий.

1.4. Логопедическая работа осуществляется в тесном контакте с родителями, обеспечивая необходимый уровень их осведомленности о задачах и специфике логопедической коррекционной работы по преодолению неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями.

1.5. Основными задачами детского сада по оказанию логопедической помощи являются:

      организация и проведение логопедической диагностики с целью своевременного выявления и последующей коррекции речевых нарушений воспитанников;

      организация проведения логопедических занятий с детьми с выявленными нарушениями речи;

      организация пропедевтической логопедической работы с детьми по предупреждению возникновения возможных нарушений в развитии речи, включая разработку конкретных рекомендаций воспитанникам, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам;

      консультирование участников образовательных отношений по вопросам организации и содержания логопедической работы с воспитанниками;

      активизация познавательной деятельности воспитанников;

      совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка.

 

 

2. Порядок оказания логопедической помощи

2.1. Логопедическая помощь оказывается дошкольным образовательным учреждением любого типа независимо от его организационно-правовой формы, а также в рамках сетевой формы реализации дошкольных образовательных программ.

2.2. При оказании логопедической помощи в дошкольном образовательном учреждении ведется следующая документация, срок хранения которой минимум – 3 года с момента завершения оказания логопедической помощи:

      Программы и/или планы логопедической работы.

      Годовой план работы учителя-логопеда (учителей-логопедов).

      Расписание занятий учителей-логопедов.

      Индивидуальные карты речевого развития (речевые карты) воспитанников, получающих логопедическую помощь (Приложения 1.1, 1.2).

      Журнал учета посещаемости логопедических занятий.

      Отчетная документация по результатам логопедической работы.

2.3. Количество штатных единиц учителей-логопедов определяется локальным нормативным актом ДОУ, регулирующим вопросы оказания логопедической помощи, исходя из:

·         количества воспитанников, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) с рекомендациями об обучении по адаптированной образовательной программе дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 6-12 указанных воспитанников;

·         количества воспитанников, имеющих заключение психолого-педагогического консилиума (далее - ППк) и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации, (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом) из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников;

·         количества воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, проведенной учителем-логопедом детского сада, из рекомендуемого расчета 1 штатная единица учителя-логопеда на 25 таких воспитанников.

2.4. Логопедическая помощь осуществляется на основании личного заявления родителей (законных представителей) и (или) согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников (Приложения 2 и 3).

2.5. Логопедическая диагностика осуществляется не менее двух раз в год, включая входное и контрольное диагностические мероприятия, продолжительностью не менее 15 календарных дней каждое.

2.6. Входное и контрольное диагностические мероприятия подразумевают проведение общего срезового обследования воспитанников, обследование детей по запросу родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, педагогических работников, углубленное обследование воспитанников, имеющих нарушения устной и (или) письменной речи и получающих логопедическую помощь с целью составления или уточнения плана коррекционной работы учителя-логопеда и другие варианты диагностики, уточняющие речевой статус ребенка.

2.7. Списочный состав воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, формируется на основании результатов логопедической диагностики с учетом выраженности речевого нарушения ребенка, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.8. Зачисление воспитанников на логопедические занятия может производиться в течение всего учебного года.

2.9. Отчисление детей с логопедических занятий осуществляется по мере преодоления речевых нарушений, компенсации речевых особенностей конкретного ребенка.

Зачисление на логопедические занятия воспитанников, нуждающихся в получении логопедической помощи, и их отчисление осуществляется на основании приказа заведующего дошкольным образовательным учреждением.

2.10. Логопедические занятия с воспитанниками проводятся в индивидуальной и (или) групповой/подгрупповой формах. Количество и периодичность групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) с учетом выраженности речевого нарушения обучающегося, рекомендаций ПМПК, ППк.

2.11. Содержание коррекционной работы с детьми определяется учителем-логопедом (учителями-логопедами) на основании рекомендаций ПМПК, ППк и результатов логопедической диагностики.

2.12. Логопедические занятия должны проводиться в помещениях, оборудованных с учетом особых образовательных потребностей воспитанников и состояния их здоровья и отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к данным помещениям.

2.13. На логопедические занятия зачисляются воспитанники ДОУ старшего дошкольного возраста, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи:

      общее недоразвитие речи (ОНР);

      фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР);

      фонематическое недоразвитие речи (ФНР);

      фонетический дефект – недостатки произношения отдельных звуков (НПОЗ);

      дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности речевого аппарата (ринолалия, дизартрия), заиканием;

      нарушения чтения и письма (дислексия, дисграфия), обусловленные общим, фонетико-фонематическим, фонематическим недоразвитием речи.

2.14. В первую очередь зачисляются воспитанники, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению образовательных программ дошкольного образования (дети с общим, фонетико-фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).

2.15. На каждого воспитанника учитель-логопед заполняет речевую карту, в которой отмечаются результаты диагностики и коррекционной работы.

2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, дети с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами - специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.

2.17. Занятия с воспитанниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи ребенка, но не более 25 человек.

2.18. В группы подбираются дети по возможности с однородной структурой речевого дефекта:

      с общим недоразвитием речи (ОНР) – до 5 человек;

      с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) и фонематическим недоразвитием речи (ФНР) – до 6 человек;

      с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи – до 5 человек;

      с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – до 6 человек;

      с недостатками произношения отдельных звуков (НПОЗ) – до 7 человек;

      минимальная наполняемость группы – 3 воспитанника.

2.19. Занятия проводятся в часы, свободные от основных занятий, с учетом режима работы дошкольного образовательного учреждения.

2.20. Занятия проводятся в соответствии с расписанием, составленным учителем-логопедом и утвержденным заведующим дошкольным образовательным учреждением.

 

3. Логопедическая помощь при освоении образовательных программ

дошкольного образования

3.1. Содержание и формы деятельности учителя-логопеда (учителей-логопедов) по оказанию помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, определяются с учетом локальных нормативных актов дошкольного образовательного учреждения.

3.2. На логопедические занятия зачисляются воспитанники групп любой направленности, групп по присмотру и уходу без реализации образовательной программы, разновозрастных групп, дети, не посещающие дошкольную образовательную организацию, и дети, осваивающие образовательные программы дошкольного образования (в том числе адаптированные) и нуждающиеся в длительном лечении, а также дети-инвалиды, которые по состоянию здоровья не могут посещать детский сад, получающие образование на дому, в медицинских организациях или в форме семейного образования, имеющие нарушения в развитии устной речи.

3.3. Логопедическая помощь осуществляется в соответствии с пунктом 2.4. Положения.

Для детей, получающих образование вне ДОУ (в форме семейного образования), а также для детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение, также необходимо предоставление медицинской справки по форме 026/у-2000 «Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, учреждений начального и среднего профессионального образования, детских домов и школ-интернатов».

3.4. Рекомендуемая периодичность проведения логопедических занятий:

      для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендацией об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования, определяется выраженностью речевого нарушения и требованиями адаптированной основной образовательной программы и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

      для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), определяется выраженностью речевого нарушения и составляет не менее двух логопедических занятий в неделю (в форме групповых/подгрупповых и индивидуальных занятий);

      для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, определяется (в форме групповых и (или) индивидуальных занятий) в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением.

3.5. При организации логопедической помощи детям младенческого и раннего возраста занятия могут проводиться в форме консультирования родителей (законных представителей) по вопросам организации деятельности их ребенка, создания предметно-развивающей среды и обеспечения социальной ситуации развития.

3.6. Продолжительность логопедических занятий определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и составляет:

      для детей от 1,5 до 3 лет - не более 10 мин;

      для детей от 3 до 4-х лет - не более 15 мин;

      для детей от 4-х до 5-ти лет - не более 20 мин;

      для детей от 5 до 6-ти лет - не более 25 мин;

      для детей от 6-ти до 7-ми лет - не более 30 мин.

3.7.  Предельная наполняемость групповых/подгрупповых занятий:

      для воспитанников с ОВЗ, имеющих заключение ПМПК с рекомендациями об обучении по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования - не более 12 человек;

      для воспитанников, имеющих заключение ППк и (или) ПМПК с рекомендациями об оказании психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных образовательных программ дошкольного образования, развитии и социальной адаптации (проведении коррекционных занятий с учителем-логопедом), не более 12 человек;

      для воспитанников, имеющих высокий риск возникновения нарушений речи, выявленный по итогам логопедической диагностики, предельная наполняемость группы определяется в соответствии с программой психолого-педагогического сопровождения, разработанной и утвержденной дошкольным образовательным учреждением.

3.8. Продолжительность коррекционно-развивающего обучения детей определяется структурой и выраженностью речевого дефекта и составляет:

      с нарушением произношения отдельных звуков от 3-х до 9-ти месяцев (примерно от 45 до 60 часов);

      с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи – от 4-х до 9-ти месяцев (от одного полугодия до целого учебного года), примерно от 45 до 60 часов;

      с общим недоразвитием речи и нарушениями чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи от 1,5 до 2-х лет (на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий). Количество занятий для детей с ОНР может быть увеличено.

3.9. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемый для исправления речи, должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту воспитанников. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991

3.10. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также посещаемость занятий фиксируются в журнале учета посещаемости логопедических занятий, который является финансовым документом.

3.11. Ответственность за посещение занятий на логопедическом пункте воспитанниками несут учитель-логопед, родители (законные представители), воспитатель, заведующий дошкольным образовательным учреждением.

 

4. Направления деятельности учителя-логопеда

4.1. Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование по специальности «Логопедия».

4.2. Учитель-логопед назначается и увольняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в порядке, предусмотренном законодательством.

4.3. Работа учителя-логопеда осуществляется по следующим направлениям:

4.3.1. Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной и письменной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление перспективного плана коррекционно-логопедической работы на каждую группу; составление расписания занятий.

4.3.2. Профилактическая и просветительская работа – направлена на повышение уровня профессиональной деятельности педагогов и осведомленности родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работе и мероприятиях по повышению успеваемости воспитанников, имеющих нарушения речи, на уроках и дома. Осуществляется через родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, беседы, открытые занятия, логопедический стенд для родителей и педагогов со сменным материалом; целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей и родителей (законных представителей) по выявлению детей группы риска.

4.3.3. Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведется на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.

4.3.4. Организационно-методическая работа направлена на:

       повышение уровня логопедической компетентности учителя-логопеда;

       обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;

       повышение эффективности коррекционно-логопедической деятельности;

       совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедической деятельности.

Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для учителей и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективного планирования; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск наилучших средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала.

4.4. В рабочее время учителя-логопеда включается непосредственно педагогическая работа с воспитанниками из расчета 20 часов в неделю за ставку заработной платы, а также другая педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная и иная.

4.5. Консультативная деятельность учителя-логопеда (учителей-логопедов) заключается в формировании единой стратегии эффективного преодоления речевых особенностей воспитанников при совместной работе всех участников образовательной деятельности (административных и педагогических работников детского сада, родителей (законных представителей), которая предполагает информирование о задачах, специфике, особенностях организации коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с воспитанниками. Источник: https://ohrana-tryda.com/node/3991

4.6. Консультативная деятельность может осуществляться через организацию:

      постоянно действующей консультативной службы для родителей;

      индивидуального и группового консультирования родителей (законных представителей), педагогических и руководящих работников детского сада;

      информационных стендов.

4.7. На консультативную работу используются 2 часа. В часы консультаций учитель-логопед:

      проводит работу по уточнению установленного логопедического заключения, более тщательно обследуя речь детей;

      дает рекомендации воспитанникам и их родителям по коррекции фонетического дефекта;

      проводит консультации с родителями и воспитателями по определению тяжести речевого дефекта;

      оформляет необходимую документацию.

 

5. Права и обязанности учителя-логопеда

5.1. Учитель-логопед обязан:

      рассматривать вопросы и принимать решения строго в границах своей профессиональной компетентности;

      нести ответственность за организацию коррекционно-развивающего обучения;

      ознакомить родителей (законных представителей) с речевым диагнозом ребенка и индивидуально-образовательным маршрутом;

      вести необходимую документацию, предусмотренную настоящим Положением;

      способствовать формированию общей культуры личности, социализации;

      обеспечивать уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;

      строго соблюдать принципы педагогической этики;

      выполнять распоряжения администрации дошкольного образовательного учреждения;

      выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

      обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников в период образовательной деятельности;

      осуществлять систематическую связь с заместителем заведующего и воспитателями детей, имеющих речевые нарушения, посещать занятия с целью выработки правильного речевого режима в группе.

5.2. Учитель-логопед имеет право:

      на защиту профессиональной чести и достоинства;

      определять приоритетные направления работы с учетом конкретных условий дошкольного образовательного учреждения;

      формулировать конкретные направления работы с детьми и взрослыми. Выбирать формы и методы этой работы, решать вопрос об очередном проведении различных видов работ;

      знакомиться с документаций ДОУ;

      повышать квалификацию;

      аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

      для учителя-логопеда действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педагогов дошкольного образовательного учреждения.

 

6. Материально-техническое обеспечение помещения для

логопедических занятий

6.1. Для логопедического помещения выделяется кабинет в ДОУ, отвечающий санитарно-гигиеническим нормам (наличие умывальника, правильной освещенности, условий для соблюдения воздушного режима), который должен быть эстетически оформлен.

6.2. При оснащении помещений для логопедических занятий с детьми, испытывающим трудности в освоении образовательных программ дошкольного образования, рекомендуется предусматривать рабочую зону учителя-логопеда, зону коррекционно-развивающих занятий и игровую зону.

6.3. В рабочей зоне учителя-логопеда необходимо размещать мебель для ведения профессиональной документации, хранения дидактического материала и консультирования педагогов и родителей (законных представителей) детей; рабочую зону учителя-логопеда следует оборудовать рабочим местом, канцелярией, офисной оргтехникой.

6.4. Зону коррекционно-развивающих занятий — оборудовать приборами дополнительного освещения, настенным зеркалом, дидактическими играми, передвижной детской мебелью для планирования учебного пространства в зависимости от возрастных, психофизических и речевых потребностей детей.

6.5. При оснащении игровой зоны рекомендуется предусматривать полифункциональное, многопрофильное модульное оборудование, направленное на максимальное раскрытие коммуникативных, сенсомоторных и творческих возможностей детей.

 

7. Заключительные положения

7.1. Настоящее Положение об оказании логопедической помощи является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.

7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.

7.3. Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1 настоящего Положения.

7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

 


Приложение 1.1

 

Речевая карта (5-7 лет)

(для логопедических занятий в ДОУ)

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Дата рождения_______________________________________________________________________

Домашний адрес_________________________________________________________________

Номер ДОУ_____________________________________________________________________

Номер группы___________________________________________________________________

Дата зачисления на логопедические занятия_________________________________________

Диагноз________________________________________________________________________

 

Сведения о родителях

Мать (Ф.И.О., возраст, место работы)_______________________________________________

_______________________________________________________________________________

Отец (Ф.И.О., возраст, место работы)_______________________________________________

_______________________________________________________________________________

 

Общий анамнез

Протекание беременности и родов (резус – конфликт, токсикоз, инф. заболевания_________

_______________________________________________________________________________

Вскармливание (естественное (до какого возраста), искусственное)______________________                                                                       

Перенесенные ребёнком заболевания до 3 лет________________________________________

_______________________________________________________________________________

Речевое развитие ребёнка (медленно, постепенно, быстро) _____________________________

 

Состояние артикуляционного аппарата (подчеркнуть)

Губы: нормальное строение, толстые, тонкие, хейлоскиз (расщелина), прохейлия (увеличение верхней губы)

Зубы: нормальное строение, редкие, кривые, вне челюстной дуги, мелкие, крупные, нарушение

зубного ряда

Прикус: ортогнатический (норма), прогнатия (верхний зубной ряд выступает вперёд), прогения (нижний зубной ряд выступает вперёд), прямой (фронтальные резцы не перекрывают друг друга), перекрёстный (смещение челюстей относительно друг друга), открытый (отсутствие смыкания между зубными рядами), сужение челюстей, микрогения (малые размеры нижней челюсти)

Твёрдое нёбо: нормальное строение, палатосхиз (расщелины нёба), послеоперационные рубцы, высокое (готическое, куполообразное, глубокое), узкое 

Мягкое нёбо: нормальное строение, длинное, короткое, с послеоперационными рубцами,

субмукозная щель, раздвоенное

Язык: нормальное строение, макроглоссия, микроглоссия, длинный, короткий, широкий, узкий, массивный, гипертрофия корня языка, раздвоенный, укороченная подъязычная связка

Примечания: _______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________
Объективные данные о состоянии здоровья

Неврологический статус (невропатолог) ____________________________________________

Состояние слуха (отоларинголог) __________________________________________________

Состояние зрения (окулист) _______________________________________________________

Состояние интеллекта (психоневролог)_____________________________________________

Общее состояние здоровья (педиатр)_______________________________________________

 

Общее развитие ребенка (подчеркнуть): соответствует возрасту, в пределах возрастной нормы, не соответствует возрасту.


Логопедическое обследование

 

Звукопроизношение

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

Свистящие

     

Шипящие

     

Сонорные

     

Другие звуки

     

Фонематический слух

Воспроизведение слоговых рядов

     

Па-та-на

     

Та-та-тя

     

Па-ба-па

     

Га-ка-га

     

Да-да-та

     

Воспроизведение слов - паронимов

     

Суп-зуб

     

Кости-гости

     

Уточка-удочка

     

Бочка-почка

     

Крыша-крыса

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Фонематический анализ

Выделение звука в начале слова

     

Аист

     

Облако

     

Утка

     

Суп

     

Кот

     

Выделение последнего звука в слове

     

Мак

     

Стул

     

Луна

     

Шары

     

Кот

 

 

 

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Фонематический синтез

Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности

     

[м]; [а]; [к]

     

[д]; [о]; [м]

     

[р]; [у]; [к]; [а]

     

[к]; [а]; [ш]; [а]

     

[у]; [з]; [о]; [р]

     

Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности

     

[с]; [к]; [о]:

     

[о] ; [ к] ;[т]:

     

[н]; [с]; [о]:

     

[а]; [м]; [м]; [а]:

     

[а]; [п]; [а]; [п]:

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Фонематические представления

Подобрать слово на заданный звук

     

[с]

     

[з]

     

[ш]

     

[ж]

     

[р]

     

Отобрать картинки с заданным звуком

     

[ц]

     

[ч]

     

[л]

     

[щ]

     

[р]

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Слоговая структура слова

Произношение слов сложного слогового состава

     

Аквариум

     

Водопроводчик

     

Милиционер

     

Сковорода

     

Велосипед

     

Произношение предложений

     

Водопроводчик чинит водопровод.

     

Птенчик весело щебечет.

     

Экскурсовод проводит экскурсию.

     

Велосипедист едет по тротуару.

     

Милиционер регулирует движение.

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Грамматический строй речи

 

1.Словоизменение

 

     

Преобразование существительных ед.ч. во мн.ч.                                                                              

     

ухо -                                                                                     

     

стул -                                                           

     

дерево -                                                 

     

рот -                                                                                   

     

гнездо –                                                                                 

     

Изменение по падежам ( род. п. мн.ч.)

     

Книги (много чего?)

     

Рты -                                            

     

Стулья -                                                                      

     

Яйца –

     

Карандаши –

     

Согласование числительных 2 и 5 с существительными:

     

яблоко

     

гнездо

     

тетрадь

     

апельсин

     

карандаш

     

2. Словообразование

 

     

Уменьшительно-ласкательной формы существительных и прилагательных                                                                                                      

     

ухо -                                                                               

     

ковёр -                                                                                                           

     

гнездо -

     

белый -                                                                                                                                                  

     

мягкий –

     

Образование прилагательных от существительных

     

дом из кирпича –

     

ваза из стекла –

     

лопата из железа –

     

сок из моркови –

     

гора из снега –

     

Образование глаголов движения с помощью приставок

     

ходить

     

плыть

     

летать

     

ехать

     

бежать

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Словарный запас

 Назвать по восприятию                                                                                                                                                                                                                                                                          

     

Брови

     

Локоть

     

Подбородок

     

Плечо

     

Затылок

     

Назвать детёнышей                                                    

     

У собаки –                                          

     

У лошади –                                         

     

У свиньи –                                           

     

У ежихи -

     

У курицы –                                           

     

Антонимы

     

Длинная-                                                                                                                 

     

Большой –                                                   

     

Чистая -

     

Узкая –                                                         

     

Тишина -                                                      

     

Обобщающие понятия

     

Обувь –

     

Овощи –

     

Фрукты –

     

Мебель –

     

Транспорт –

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

Связная речь

Разговорно-описательная беседа

     

Как тебя зовут?

     

Сколько тебе лет?

     

Где ты живёшь?

     

С кем ты живёшь?

     

Кто работает в твоей семье? А кто учится?

     

Есть ли у тебя брат (сестра)?

     

Помогаешь ли ты взрослым дома?

     

С кем ты дружишь в детском саду?Хочу такой сайт

     

Какая у тебя любимая сказка? О чём она?

     

Чем ты больше всего любишь заниматься?

     

Рассказ по сюжетной картинке

     

Рассказ по серии сюжетных картинок

     

Пересказ

     

Уровни

     

Высокий-5

     

Достаточный-4

     

Средний-3

     

Критический-2

     

Недопустимый -1

     

 

Заключение

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагноз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Речевая карта (для логопедических занятий)

В строчке напротив задания записываются ответы ребёнка. Затем ответы оцениваются в соответствии с указанными уровнями.

Критерии для определения уровня выполнения задания

Высокий – Ответ даёт верный. Самостоятельно выполняет задание. Активен в общении, умеет слушать, строить общение с учетом ситуации, легко входит в контакт, ясно и последовательно выражает свои мысли.

Достаточный – Ответ верный при стимулирующей помощи взрослого. Ошибки исправляет самостоятельно или после небольшой помощи взрослого.

Средний – Не более двух ошибок в каждой серии заданий, которые исправляются после помощи стимулирующего характера. Ребенок слушает и понимает речь, участвует в общении чаще по инициативе других. Умение пользоваться ранее приобретёнными знаниями сформировано недостаточно.

Критический – Все задания выполняются со значительной помощью взрослого. Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и взрослыми, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание.

Недопустимый – Затрудняется в понимании задания. Ответ дан неверно.

 

Результаты логопедического обследования отображаются в диаграмме (Приложение 1.2). Диаграмма позволяет дать полное и точное заключение состояния речи ребенка, подойти системно к анализу нарушения, определить относительно сохранные функции и процессы. Это позволяет логопеду выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

                                           

Приложение 1.2

 

Результаты логопедического обследования

 

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

1

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

В

 

Каждый год обозначается определённым цветом, что даёт возможность проследить улучшение или ухудшение речи каждого конкретного ребёнка.

 

™ - первый год обучения

™ - второй год обучения

™ - третий год обучения

 

А – уровни

В

1.      фонематический слух

2.      фонематический анализ

3.      фонематический синтез

4.      фонематические представления

5.      слоговая структура слова

6.      грамматический строй речи

7.      словарный запас

8.      связная речь

 
Приложение №2

 

Шаблон согласия родителя (законного представителя) воспитанника 
на проведение логопедической диагностики ребенка

 

                                                 
 
 
Заведующему дошкольным
образовательным учреждением
 
 
Согласие родителя (законного представителя)
воспитанника на проведение
логопедической диагностики ребенка
 
 
Я, ________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
являясь родителем (законным представителем) __________________________________
                      (нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается ребенок,
дата (дд.мм.гг.) рождения)
выражаю согласие на проведение логопедической диагностики моего ребенка.
 
 
 
 
 
 
"__" ____________ 202_ г. /_____________/__________________________________
                                                     (подпись)                                          (расшифровка подписи)
 
 
 
 

Приложение №3

 
Шаблон заявления родителя (законного представителя) воспитанника 
на проведение логопедических занятий с ребенком

 

                                                 

 

Заведующему дошкольным
образовательным учреждением
от ___________________________
ФИО родителя
(законного представителя)
 
 
заявление.
 
Я, ________________________________________________________________________,
ФИО родителя (законного представителя) воспитанника
___________________________________________________________________________
являясь родителем (законным представителем) __________________________________
 (нужное подчеркнуть)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(ФИО, группа, в которой обучается ребенок, дата (дд.мм.гг.) рождения)
прошу организовать для моего ребенка логопедические занятия в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии/
психолого-педагогического консилиума/учителя-логопеда (нужное подчеркнуть).
 
 
 
 
 
 
 
"__" ____________ 202__ г. /_____________/__________________________________
                                                                               (подпись)                                  (расшифровка подписи)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».