Положение о педагогической диагностике МБДОУ № 15

ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31.08.2023 год

УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №15
___________ Е.А. Смирнова
«31» августа 2023 г.

Положение
о педагогической диагностике в МБДОУ №15
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение) в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад №
15» (далее - МБДОУ) разработано на основании:
- Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями;
- Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального
государственного образовательного
образования» с изменениями;
- Приказом Министерство просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.12.2022 N 1048);
- Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм
СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности
и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
- Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО);
- Уставом МБДОУ.
1.2. Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить
индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность
педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности.
1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП ДО и
заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей:
Физическое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие.
1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа,
хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и
своевременную корректировку образовательного процесса.
1.5. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей
медицинской сестрой.
1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей
(выявление и изучение индивидуально-психологических заседании ППК).
1.7. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия
его родителей (законных представителей).

2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической
диагностики
2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем
реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования.
2.2. Задачи педагогической диагностики:
-индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном
процессе или имеющих особые образовательные потребности);
-оптимизация работы с группой детей;
-совершенствование организации образовательного процесса.
2.3. Принципы педагогической диагностики:
-принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в
последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим
по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и
углублении процесса диагностики;
-принцип доступности результатов для родителей (законных представителей)
воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной
информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные
комиссии).
-принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования,
обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию
обследования);
-принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и
правил);
-принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено
достаточное количество диагностической информации);
-принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении
всего периода пребывания ребенка в детском саду);
- принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в
установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику).
2.4. Педагогическая диагностика:
-позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его
динамику;
-учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений;
-позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без
условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному
возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку
изменений деятельности дошкольника;
-учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их
в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
3. Организация проведения педагогической диагностики
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на
изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей,
личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она
позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе
полученных
данных
индивидуальные
образовательные
маршруты
освоения
образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование,
содержание и организацию образовательной деятельности.

Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения
определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации ОП ДО может проводиться оценка
индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках
педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о
динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им ОП ДО, формах
организации и методах решается непосредственно ДОО.
Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных
результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО:
- планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как целевые ориентиры и
представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства;
- целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся.
Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на
оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой
определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее
планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
2. Оптимизации работы с группой детей.
ОП ДО предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
-педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
-детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе
образовательной деятельности;
-карты индивидуального развития ребенка.
4. Периодичность проведения педагогической диагностики
4.1. На начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в
зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и
на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная,
финальная диагностика). 1 раз в год проводится заключительная диагностика, май месяц,
не более двух недель: при проведении диагностики на начальном этапе учитывается
адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и
финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка.
4.2. Форма регистрации результатов мониторинга:
- «Индивидуальная карта развития ребенка».
- Дневник педагогического наблюдения.
- «Портфолио».

4.3. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится
педагогом в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических
методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности
(рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных
диагностических ситуаций.
Установлены стандарты (регламенты) сбора, обработки и анализа информации о
развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон.
Предусмотрено использование валидного и надежного инструментария для
проведения педагогической диагностики и наблюдений. Предусмотрены механизмы
использования информации о развитии ребенка для совершенствования образовательной
деятельности ДОО.
Для сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка предусмотрены ИТ
решения.
Результаты изучения развития воспитанников регулярно обсуждаются с их
родителями для углубления понимания процессов развития.
Оценивание образовательных результатов педагогами осуществляется по
методическому комплекту: Педагогическая диагностика развития детей. - В. К.
Загвоздкиной, И. Е. Федосовой
4.4. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Педагог
наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательноисследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях
(в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной
деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает
особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений,
интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в
конфликтных ситуациях и тому подобное.
Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту
проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в
деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости
показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону
актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о
проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии.
Результаты наблюдения фиксируются в дневник наблюдения и переносятся в карту
развития ребенка, фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и
проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также
скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей
развития ребенка и его потребностей.
Важнейшим условием полноценного, грамотного наблюдения признается психолог
педагогическая компетентность воспитателя: знание о закономерностях психического
развития ребенка, о приоритетных целях воспитания и обучения, владение современными
методами педагогической диагностики, умение устанавливать доверительные отношения с
детьми, без которых невозможно получить верное представление о ребенке – его
способностях, возможностях, интересах. Зная особенности своих воспитанников, педагог
может планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать эффективность
этой работы в процессе последующих наблюдений.
Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной
форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду
деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и
другое.
Наблюдения являются основой:
- для понимания и принятия ребенка;

- для организации профессионально выверенного психолого-педагогического
процесса;
- для информирования родителей о текущей ситуации развития ребенка;
- для
достижения взаимопонимания
удовлетворенности дошкольным образованием,

с

родителями и

- для достижения качества дошкольного образования;
Анализ продуктов детской деятельности осуществляться на основе изучения
материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по
лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные
характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной
деятельностью детей
(изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью).
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе
которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую
предметно-пространственную среду (далее – РППС) мотивирующую активную творческую
деятельность обучающихся, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный
процесс.
4.5. Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста
Оцениваемые показатели

Диагностические
методики

Методы оценивания

Ответственный

Возраст детей: 1 – 3 года
1. Социальнокоммуникативная развитие:
игра,
- действия с предметами
- игровые действия.
2. Познавательное развитие:
- восприятие предметов по
цвету, форме, величине,
количеству,
- представления
о
назначении окружающих
предметов,
- конструирование.
3. Речевое развитие:
- понимание речи,

- Мишняева
Елена Юрьевна: Карты
развития детей (0-3 года)
- Мишняева
Елена Юрьевна:
Дневник
педагогических
наблюдений
- Шкалы ECERS
- Шкалы МКДО

- Наблюдение

Воспитатели

- Диагностические задания Ст. воспитатель
Педагог-психолог
- Игровые
упражнения

- активная речь,
- восприятие

сказок,
фольклера.
4. Художественноэстетическое развитие:
восприятие предметов по
цвету,
форме,
величине,
количеству,
восприятие
музыки.
5. Физическое развитие.
- навыки самостоятельности и
КГН, движения.
Возраст детей: 3 – 7(8) лет

1. Физическое развитие
2. Познавательное развитие
3. Речевое
развитие
4. Художественно-эстетическое
развитие
5. Социально-коммуникативное
развитие

- Мишняева Елена
Юрьевна: Карты
развития детей (3-7
года)
- Мишняева
Елена Юрьевна:
Дневник
педагогических
наблюдений
- ШКАЛЫ ECERS-R
- ШКАЛЫ ECERS-3
- ШКАЛЫ МКДО

- Наблюдение

Воспитатель

- Диагностические задания

Учитель-логопед
Педагог-психолог
Ст. воспитатель

- Игровые упражнения

Психолого-медико-педагогический мониторинг развития детей
Медицинская служба

Индивидуальное обследование специалистами детей по возрастам.
Оценка антропометрических данных.
Осмотр детей педиатром (до3-хлет 1р/6мес., старше – 1р/год) При
необходимости – направление к специалистам.
Лабораторные обследования (ОАК, ОАМ, анализ кала на я/гл, на энтеробиоз).
Обследование стоматологом 1р/год (при необходимости – лечение).
Ежегодная тубдиагностика
Адаптационный период.

Педагогическая служба

Усвоение содержания разделов программы в соответствии с возрастом.
Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей.
Оценка физического развития детей.
Нервно-психическое развитие детей раннего возраста (совместно с
психологом).
Изучение личностных особенностей ребенка.

Логопедическая служба

Изучает медицинские документы, собирает сведения о раннем речевом и
физическом развитии ребенка.
Исследует неречевые психические функции:
- слуховое внимание;
- зрительное восприятие;
- зрительно-пространственный гнозис и праксис; - состояние
общей и речевой моторики.
Изучает фонетическую сторону речи:
- анатомическое строение артикуляционного аппарата;
- звукопроизношения;
- состояние дыхательной и голосовой функции (с 3-х лет);
- особенности динамической стороны
речи
(темп,
ритм, интонации).
Изучает фонематическую сторону речи:
- фонематическое восприятие (с 3-х лет);
- состояние фонематического анализа и синтеза (с 4-х лет).
Понимание речи (импрессивная речь) в том числе иноязычной (английской).
Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.
Изучение развития связной речи.

Психологическая служба

Нервно-психическое развитие детей раннего возраста (совместно с
воспитателем).
Психологическая база речи.
Готовность детей к обучению в школе.

Методическая служба

Организация жизни детей в ДОУ
Качество образования и уровень развития каждого ребенка.
Дифференциация обучения с целью предупреждения неусвоения ребенком
образовательной программы.
Мониторинг развития детей «группы риска» и корректировка планов с
психолого-медико-педагогической службой.
Адаптация детей раннего возраста при поступлении в ДОУ.
Изучение семей и составление социального паспорта.
Вовлечение родителей в образовательный процесс. Профессиональный уровень
педагогов ДОУ

Согласно п. 16.10 ФОП ДО в ДОО, используется психологическая диагностика
развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей
детей, причин возникновения трудностей в освоении ОП ДО), которую проводят
квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед). Участие ребёнка в
психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных
представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения
задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи (п.
2.6 ОП ДО).
5. Ответственность должностного лица, осуществляющего
педагогическую диагностику
4.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет
ответственность за:
-тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических
мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха;
- ознакомление с
итогами
обследования
воспитанников,
соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий);
-соблюдение конфиденциальности;
-качество проведения обследования воспитанников;
-доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников;
-оформление
соответствующей
документации
по
итогам
проведения
диагностических мероприятий в установленные сроки.
6. Контроль
5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития
ребенка осуществляется старшим воспитателем посредством следующих форм:
- ежедневный текущий контроль;
- тематический контроль;
- оперативный контроль.
Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной
деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом.
7. Документация
6.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику:
-заполняют карты развития начало и конец учебного года;
- дневник педагогических наблюдений
6.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический
материал – в методическом кабинете.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».