ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08.2023 год УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №15 ___________ Е.А. Смирнова «31» августа 2023 г. Положение о педагогической диагностике в МБДОУ №15 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о педагогической диагностике (далее Положение) в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 15» (далее - МБДОУ) разработано на основании: - Федеральным Законом РФ от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями; - Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного образования» с изменениями; - Приказом Министерство просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (в ред. Приказа Минпросвещения РФ от 01.12.2022 N 1048); - Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Образовательной программой дошкольного образования (далее ОП ДО); - Уставом МБДОУ. 1.2. Педагогическая диагностика – это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка, эффективность педагогических действий и дальнейшее планирование образовательной деятельности. 1.3. Педагогическая диагностика связана с освоением воспитанниками ОП ДО и заключается в анализе освоения ими содержания образовательных областей: Физическое развитие; Социально-коммуникативное развитие; Познавательное развитие; Речевое развитие; Художественно-эстетическое развитие. 1.4. Педагогическая диагностика представляет собой систему сбора, анализа, хранения и накопления образовательных результатов, обеспечивающих непрерывность и своевременную корректировку образовательного процесса. 1.5. Оценка здоровья детей всех возрастных групп проводится старшей медицинской сестрой. 1.6. При необходимости проводится психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических заседании ППК). 1.7. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). 2. Основные цели, задачи, функции и принципы педагогической диагностики 2.1. Цель педагогической диагностики – получить оперативные данные о текущем реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования. 2.2. Задачи педагогической диагностики: -индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности); -оптимизация работы с группой детей; -совершенствование организации образовательного процесса. 2.3. Принципы педагогической диагностики: -принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики; -принцип доступности результатов для родителей (законных представителей) воспитанников, педагогов (непосредственно работающих с ребенком), обобщенной информации для различных групп потребителей (педагогический совет, экспертные комиссии). -принцип научности (диагностическая работа опирается на научные исследования, обосновывающие выбор изучаемых показателей, методы, сроки и организацию обследования); -принцип этичности (диагностика проводится с соблюдением эстетических норм и правил); -принцип оптимальности (минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации); -принцип непрерывности (педагогическая диагностика проводится на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду); - принцип динамичности (педагогический инструментарий позволяет в установленные краткие сроки провести педагогическую диагностику). 2.4. Педагогическая диагностика: -позволяет фиксировать уровень актуального развития дошкольника и оценивать его динамику; -учитывает зону ближайшего развития ребенка по каждому из направлений; -позволяет рассматривать весь период развития ребенка как единый процесс без условного разделения на разные возрастные этапы, «привязанные» к паспортному возрасту, при этом учитывает возрастные закономерности развития, опираясь на оценку изменений деятельности дошкольника; -учитывает представленные в Программе целевые ориентиры, но не использует их в качестве основания для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 3. Организация проведения педагогической диагностики Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребенка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребенка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. Цели педагогической диагностики, а также особенности ее проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации ОП ДО может проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Вопрос о ее проведении для получения информации о динамике возрастного развития ребенка и успешности освоения им ОП ДО, формах организации и методах решается непосредственно ДОО. Специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС ДО: - планируемые результаты освоения ОП ДО заданы как целевые ориентиры и представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства; - целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей; - освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Данные положения подчеркивают направленность педагогической диагностики на оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста, на основе которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их дальнейшее планирование. Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1. Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2. Оптимизации работы с группой детей. ОП ДО предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая: -педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации; -детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной деятельности; -карты индивидуального развития ребенка. 4. Периодичность проведения педагогической диагностики 4.1. На начальном этапе освоения ребенком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). 1 раз в год проводится заключительная диагностика, май месяц, не более двух недель: при проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребенка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребенка. 4.2. Форма регистрации результатов мониторинга: - «Индивидуальная карта развития ребенка». - Дневник педагогического наблюдения. - «Портфолио». 4.3. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится педагогом в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций. Установлены стандарты (регламенты) сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка с привлечением для сбора информации заинтересованных сторон. Предусмотрено использование валидного и надежного инструментария для проведения педагогической диагностики и наблюдений. Предусмотрены механизмы использования информации о развитии ребенка для совершенствования образовательной деятельности ДОО. Для сбора, обработки и анализа информации о развитии ребенка предусмотрены ИТ решения. Результаты изучения развития воспитанников регулярно обсуждаются с их родителями для углубления понимания процессов развития. Оценивание образовательных результатов педагогами осуществляется по методическому комплекту: Педагогическая диагностика развития детей. - В. К. Загвоздкиной, И. Е. Федосовой 4.4. Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Педагог наблюдает за поведением ребенка в деятельности (игровой, общении, познавательноисследовательской, изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления ребенком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений, фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому подобное. Наблюдая за поведением ребёнка, педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребёнка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребёнка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются в дневник наблюдения и переносятся в карту развития ребенка, фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей. Важнейшим условием полноценного, грамотного наблюдения признается психолог педагогическая компетентность воспитателя: знание о закономерностях психического развития ребенка, о приоритетных целях воспитания и обучения, владение современными методами педагогической диагностики, умение устанавливать доверительные отношения с детьми, без которых невозможно получить верное представление о ребенке – его способностях, возможностях, интересах. Зная особенности своих воспитанников, педагог может планировать индивидуальную работу с каждым из них и отслеживать эффективность этой работы в процессе последующих наблюдений. Результаты наблюдения могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, что позволяет выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое. Наблюдения являются основой: - для понимания и принятия ребенка; - для организации профессионально выверенного психолого-педагогического процесса; - для информирования родителей о текущей ситуации развития ребенка; - для достижения взаимопонимания удовлетворенности дошкольным образованием, с родителями и - для достижения качества дошкольного образования; Анализ продуктов детской деятельности осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребёнка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и другого). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другой деятельностью). Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует развивающую предметно-пространственную среду (далее – РППС) мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. 4.5. Педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Оцениваемые показатели Диагностические методики Методы оценивания Ответственный Возраст детей: 1 – 3 года 1. Социальнокоммуникативная развитие: игра, - действия с предметами - игровые действия. 2. Познавательное развитие: - восприятие предметов по цвету, форме, величине, количеству, - представления о назначении окружающих предметов, - конструирование. 3. Речевое развитие: - понимание речи, - Мишняева Елена Юрьевна: Карты развития детей (0-3 года) - Мишняева Елена Юрьевна: Дневник педагогических наблюдений - Шкалы ECERS - Шкалы МКДО - Наблюдение Воспитатели - Диагностические задания Ст. воспитатель Педагог-психолог - Игровые упражнения - активная речь, - восприятие сказок, фольклера. 4. Художественноэстетическое развитие: восприятие предметов по цвету, форме, величине, количеству, восприятие музыки. 5. Физическое развитие. - навыки самостоятельности и КГН, движения. Возраст детей: 3 – 7(8) лет 1. Физическое развитие 2. Познавательное развитие 3. Речевое развитие 4. Художественно-эстетическое развитие 5. Социально-коммуникативное развитие - Мишняева Елена Юрьевна: Карты развития детей (3-7 года) - Мишняева Елена Юрьевна: Дневник педагогических наблюдений - ШКАЛЫ ECERS-R - ШКАЛЫ ECERS-3 - ШКАЛЫ МКДО - Наблюдение Воспитатель - Диагностические задания Учитель-логопед Педагог-психолог Ст. воспитатель - Игровые упражнения Психолого-медико-педагогический мониторинг развития детей Медицинская служба Индивидуальное обследование специалистами детей по возрастам. Оценка антропометрических данных. Осмотр детей педиатром (до3-хлет 1р/6мес., старше – 1р/год) При необходимости – направление к специалистам. Лабораторные обследования (ОАК, ОАМ, анализ кала на я/гл, на энтеробиоз). Обследование стоматологом 1р/год (при необходимости – лечение). Ежегодная тубдиагностика Адаптационный период. Педагогическая служба Усвоение содержания разделов программы в соответствии с возрастом. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей. Оценка физического развития детей. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста (совместно с психологом). Изучение личностных особенностей ребенка. Логопедическая служба Изучает медицинские документы, собирает сведения о раннем речевом и физическом развитии ребенка. Исследует неречевые психические функции: - слуховое внимание; - зрительное восприятие; - зрительно-пространственный гнозис и праксис; - состояние общей и речевой моторики. Изучает фонетическую сторону речи: - анатомическое строение артикуляционного аппарата; - звукопроизношения; - состояние дыхательной и голосовой функции (с 3-х лет); - особенности динамической стороны речи (темп, ритм, интонации). Изучает фонематическую сторону речи: - фонематическое восприятие (с 3-х лет); - состояние фонематического анализа и синтеза (с 4-х лет). Понимание речи (импрессивная речь) в том числе иноязычной (английской). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Изучение развития связной речи. Психологическая служба Нервно-психическое развитие детей раннего возраста (совместно с воспитателем). Психологическая база речи. Готовность детей к обучению в школе. Методическая служба Организация жизни детей в ДОУ Качество образования и уровень развития каждого ребенка. Дифференциация обучения с целью предупреждения неусвоения ребенком образовательной программы. Мониторинг развития детей «группы риска» и корректировка планов с психолого-медико-педагогической службой. Адаптация детей раннего возраста при поступлении в ДОУ. Изучение семей и составление социального паспорта. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Профессиональный уровень педагогов ДОУ Согласно п. 16.10 ФОП ДО в ДОО, используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении ОП ДО), которую проводят квалифицированные специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед). Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи (п. 2.6 ОП ДО). 5. Ответственность должностного лица, осуществляющего педагогическую диагностику 4.1. Должностное лицо, осуществляющее педагогический мониторинг в ДОУ, несет ответственность за: -тактичное отношение к каждому ребенку во время проведения диагностических мероприятий, создание для каждого воспитанника ситуации успеха; - ознакомление с итогами обследования воспитанников, соответствующих должностных лиц (в рамках их должностных полномочий); -соблюдение конфиденциальности; -качество проведения обследования воспитанников; -доказательность выводов по итогам диагностирования воспитанников; -оформление соответствующей документации по итогам проведения диагностических мероприятий в установленные сроки. 6. Контроль 5.1. Контроль проведения и объективности оценки индивидуального развития ребенка осуществляется старшим воспитателем посредством следующих форм: - ежедневный текущий контроль; - тематический контроль; - оперативный контроль. Виды деятельности в рамках контроля: посещение и анализ образовательной деятельности, режимных моментов, обсуждение результатов с педагогом. 7. Документация 6.1. Педагогические работники, осуществляющие педагогическую диагностику: -заполняют карты развития начало и конец учебного года; - дневник педагогических наблюдений 6.2. Диагностические карты хранятся у педагогов в течение 5-ти лет, аналитический материал – в методическом кабинете.