ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08.2023 год УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №15 ___________ Е.А. Смирнова «31» августа 2023 г. ПОЛОЖЕНИЕ о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ дошкольного образования в МБДОУ №15 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее ЭО и ДОТ) (далее по тексту – Положение) разработано для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №15» (далее по тексту – МБДОУ) на основании Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 августа 2015 года N АК-2563/05 «О методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»); СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных»; требования Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями). 1.2. Настоящее Положение может применяться при организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, находящихся на карантине. 1.3. Дистанционное обучение в настоящем Положении понимается как технология организации образовательного процесса, реализуемая в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника, которая обеспечивает интерактивное взаимодействие удаленных участников через открытые каналы доступа (прежде всего Интернет). 1.4. Дистанционное дошкольное образование имеет свою специфику, определенную возрастными особенностями детей дошкольного возраста, и является преимущественно удаленной формой работы педагога с обязательным участием родителей, в асинхронном режиме – т.е. не «здесь» и «сейчас», глаза в глаза. Основная задача педагогов и специалистов – подготовка учебных и методических материалов для родителей, с помощью которых они смогут проводить с ребенком различные виды деятельности в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ. Электронное обучение – это реализация образовательных программ с использованием информационнокоммуникационных технологий, технических средств, информационно-образовательных ресурсов и элементов цифровой дидактики. 1.5. МБДОУ вправе самостоятельно решать вопросы разработки и использования ЭО и ДОТ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и общим порядком реализации образовательных программ, установленным законодательством и иными нормативными актами Российской Федерации в области образования. 1.6. Электронное обучение и использование дистанционных образовательных технологий не является самостоятельной отдельной формой образования и может реализовываться комплексно с традиционной формой получения образования в МБДОУ, предусмотренной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». При этом нагрузка, определенная для конкретного возраста (обучающегося), не должен превышать норматив. 2. Цели и основные задачи ДОТ и ЭО 2.1. Основной целью использования ЭО и ДОТ является создание единой информационно - образовательной среды, позволяющей предоставлять возможность получения доступного, качественного и эффективного образования всем категориям обучающихся независимо от места их проживания, возраста, состояния здоровья и социального положения. 2.2. Использование ДОТ и ЭО способствует решению задач повышения эффективности организации образовательного процесса. 3. Организация образовательного процесса с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий 3.1. Организация образовательного процесса с использованием электронного обучения и (или) дистанционных образовательных технологий осуществляется при соблюдении следующих санитарных требований: • Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов используют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 - 69 см. Высота их установки должна составлять 1 - 1,3 м. При просмотре телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 - 3 м и не дальше 5 - 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 - 5 рядов (из расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно быть 0,5 - 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста. • Непрерывная длительность просмотра телепередач и фильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр телепередач для детей дошкольного возраста допускается не чаще 2 раз в день (в первую и вторую половину дня). Экран телевизора должен быть на уровне глаз сидящего ребенка или чуть ниже. Если ребенок носит очки, то во время передачи их следует обязательно надеть. • Просмотр телепередач в вечернее время проводят при искусственном освещении групповой верхним светом или местным источником света (бра или настольная лампа), размещенным вне поля зрения детей. Во избежание отражения солнечных бликов на экране в дневные часы окна следует закрывать легкими светлыми шторами. • При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране. • При оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать её размер и размещение, которые должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы. • Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены группового помещения. • Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность возникновения слепящего эффекта. • Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия. • Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)1. • Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается. • Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться соответствующие физические упражнения (физкультминутки). • При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут. • Общая продолжительность использования ЭСО на занятии не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут. • Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. • Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5 - 7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером в форме развивающих игр для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6 - 7 лет - 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена для детей 5 лет до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 мин. • Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми с компьютеров проводят в присутствии педагога. 3.2. В случае использования дистанционных форм, обучение детей дошкольного возраста регламентируется приказом заведующего МБДОУ, учебным планом, количеством часов, определенных для обучения детей на дому, годовым календарным графиком и расписанием занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и Методическими рекомендациями по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста для руководителей и педагогов муниципальных дошкольных образовательных учреждений. 3.3. В структуру обучения в дистанционном режиме должны быть включены следующие элементы: • ознакомительно-разъяснительная работа (знакомство родителей (законных представителей) с целями, задачами, особенностями и возможностями дистанционного обучения); • информационно-консультационная поддержка родителей (законных представителей) по организации дистанционной работы в соответствии с возрастом дошкольников. • текущий контроль за результатами работы. 3.4. При дистанционном обучении обучающийся и педагог могут взаимодействовать в следующих режимах: • синхронно, используя средства коммуникации и одновременно взаимодействуя друг с другом (online); • асинхронно, когда педагог дает задание для выполнения какой–либо работы ребенком самостоятельно или совместно с родителями (законными представителями); Система дистанционного обучения может использовать либо обе формы взаимодействия (параллельную и последовательную), либо одну из них. Выбор формы определяется конкретными видами занятий и техническими возможностями МБДОУ и обучающегося, санитарно-эпидемиологическими требования, а также возрастом обучающегося. 3.5. При организации процесса обучения с использованием дистанционных технологий заведующий МБДОУ издает приказ: • об учебном плане и режиме дистанционных занятий; • о списке педагогов, осуществляющих обучение в дистанционном режиме. 3.6. Формы дистанционных образовательных технологий могут быть реализованы с использованием: • сайта МБДОУ; • электронной почты; • видеоконференции; • skype-общения; • VKмесенджера. 3.7. Технология дистанционного образования может быть использована в процессе обучения одного воспитанника или группы воспитанников. 4. Техническое обеспечение использования дистанционных образовательных технологий и электронного обучения 4.1. Образовательный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий обеспечивается следующими техническими средствами: • компьютерами, оснащенными web-камерами, микрофонами, колонками. • программным обеспечением для доступа к локальным и удаленным серверам с учебной информацией и рабочими материалами для участников образовательного процесса; • локальной сетью с выходом в Интернет, с пропускной способностью, достаточной для организации образовательного процесса и обеспечения оперативного доступа к учебнометодическим ресурсам. 4.2. Административные и педагогические работники, реализующие образовательный процесс с использованием технологий дистанционного обучения, должны иметь уровень подготовки в следующих областях: • методика использования дистанционных технологий в образовательном процессе; • начальный уровень компьютерной грамотности (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint); • навыки работы в Интернет (электронная почта, поиск информации, skype и др.); • навыки работы в используемой оболочке дистанционного обучения. 5. Порядок и формы доступа к используемой электронной информационнообразовательной среде 5.1. При реализации образовательных программ с применением средств электронного обучения МБДОУ обеспечивает доступ обучающихся к техническим средствам под обязательным наблюдением педагога. 5.2. Участниками образовательного процесса при реализации электронного обучения являются следующие субъекты: • административные и педагогические работники; • обучающиеся; 5.3. Участниками образовательного процесса при реализации дистанционного образования: • административные и педагогические работники; • • воспитанники; родители (законные представители). 6. Права и обязанности сторон 6.1. В процессе дистанционного и электронного обучения с использованием интерактивных образовательных технологий субъекты образовательного процесса несут ответственность за различные аспекты деятельности в пределах своей компетентности МБДОУ: • обеспечивает консультирование родителей (законных представителей), по вопросам дистанционного и электронного образования; • устанавливает порядок и формы доступа к используемым МБДОУ информационным ресурсам при реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ; • организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников для обеспечения использования дистанционного и электронного обучения при реализации образовательных программ. Родители (законные представители): • защищают законные права ребенка; • поддерживают интерес ребенка к образованию; • ставят воспитателя в известность о рекомендациях врача, особенностях режима обучающегося.