В системе дошкольного образования вводится Федеральный
государственный
образовательный
стандарт.
С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании
в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование
закреплено в качестве уровня общего образования. Такой подход сделал
необходимой разработку Федерального государственного стандарта
дошкольного образования (ФГОС ДО).
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов,
из которых самый главный – сохранение уникальности и самоценности
дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека.
Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям
культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету
и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской
деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут
утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная
общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП ДО))
и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает
по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных
программ системы образования. В Министерстве образования создан
Координационный Совет, куда на экспертизу будут поступать различные
программы, а какие утвердят, мы пока не знаем. С учетом примерных
федеральных программ в каждой дошкольной организации будет разработана
собственная программа, мы ее называем «основная общеобразовательная
программа дошкольного образования». Каждый родитель может и должен
познакомиться с ее содержанием в детском саду.
Введение ФГОС пойдет поэтапно, будут созданы стажировочные или
апробационные площадки в каждом регионе России, после апробации,
как это и положено, будут уточнены и изменены некоторые положения
документа и уже с 2016 года ФГОС дошкольного образования будет
внедряться в каждом российском детском саду.
Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности
детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели
обучения, т.е. та, классно — урочная модель образования, которая
присутствовала в детских садах и была привнесена из школы, будет
утрачена. Мы считаем что, принятие стандарта приведет к росту социального
статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде
всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также
воспитателей.
ФГОС дошкольного образования состоит из трёх требований или
как мы называем «из 3-х Т», это требования к структуре основной
общеобразовательной программе дошкольного образования, требования
к условиям реализации программы и требования к результатам освоения
программы дошкольного образования.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной
и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь
целевые
ориентиры,
это социально-нормативные
и психологические
характеристики
детей
определенных
возрастных
групп,
такие
как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое
воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная
и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность.
Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной
оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач
профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами
для родителей.