Проект «Приобщение детей к русскому народному творчеству» (младшая группа)

25.06.2015

Проект «Приобщение детей к русскому народному творчеству» (младшая группа)

Актуальность Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Чувство любви к родной природе – одно из слагаемых патриотизма. Именно с воспитания любви к родной природе необходимо начинать патриотическое воспитание дошкольников: ведь природные явления, объекты, окружающие ребенка с его появления на свет, ближе ему и легче для восприятия, воздействуют на эмоциональную сферу.

На младшей ступени дошкольного возраста у детей воспитывается любовь к родному дому, маме, семье, детскому саду, к воспитателю. Становление и развитие основных нравственных качеств - начало гуманных чувств и отношений, коллективизма, любви к Родине - происходит постепенно от младшего возраста до школы.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Устное народное творчество - загадки, пословицы, поговорки, песни, сказки — воспитывают в человеке высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре. Устное народное творчество как ценнейший языковой материал широко используется в обучении и воспитании детей. Оно как игра, развлечение, но в то же время через него по-другому видят окружающий мир.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Цель:воспитать любовь к близким людям, к детскому саду, к родному краю и родной стране.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

Развивающие:

• развивать познавательную активность детей, через получение новых знаний о малой родине

• развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу.

• развивать интерес к русским традициям и промыслам;

• Средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

Задачи: Воспитывающие:

• воспитание бережного отношение к городу, природе, архитектурным памятникам.

• побуждение детей сохранять красоту города и края для будущих поколений.

Обучающие:

На примере ближнего природного окружения познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь ему сознать свое место в нем;

• формирование любви к родному городу, интерес к прошлому и настоящему.

• знакомство с достопримечательностями Мурманска, развитие желания как можно лучше узнать свой город.

• знакомство детей с символами государства.

Задачи по работе с родителями:

Повысить компетентность родителей в вопросах нравственно - патриотического воспитания дошкольников.

• Способствовать становлению и сплочению детского коллектива. семьи, семейных традиций.

• Привлечь родителей к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.

Этапы проекта

Первый этап:

Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями.

Второй этап:

Непосредственная организация проекта, проведение занятий и различных мероприятий, организация практической деятельности детей.

Третий этап:

Закрепление полученных знаний, обобщение результатов работы, формулировка выводов.

Планируемое время на реализацию проекта по этапам

Этап

Содержание деятельности

Сроки

Поисковый

Формулируется проблема, определяются темы, цели и сроки. Планируются предстоящие дела и определяются средства.

Август

2014 года

Аналитический

Проводится поиск информации в литературе, Интернете, помощь специалистов (музыкальный руководитель, логопед).

Анализируется информация, составляется алгоритм действий.

Август-сентябрь

2014 года

Практический

Привлекаются дети к достижению намеченного плана по заранее разработанному алгоритму.

Реализуются основные совместные действия (чтение литературы, разучивание, изготовление, беседы, обсуждения, просмотры, участие в мероприятиях, занятиях и др.).

Проводятся совместные и индивидуальные репетиции.

Сентябрь –

май

2014-2015г.г.

Презентационный

В обусловленный срок проводится представление продукта проектной деятельности.

Май 2015г.

Контрольный

Проводится коллективный анализ проекта (Что получилось? Получилось ли то, что хотелось? Узнали ли что-нибудь новое? Что понравилось больше всего? и т.д.). Самооценка.

Май 2015г.

Организационные формы работы над проектом

Формы работы

Название

Сроки

Занятия

Тема: «Хорошо у нас в саду» (экскурсия)

Тема: «Русские народные потешки»

1.Водичка, водичка, умой мое личико.

2.Как у нашего кота…

Тема: «Русские народные сказки»

1. Чтение Р.Н.С. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Бычок, черный бочок», «Три медведя»

2. Рисование иллюстраций к русской народной сказке «Колобок», «Кот, петух и лиса»

Тема: «Русские народные игры»

1.Русские народные подвижные игры.

Тема: «Где мы живем?»

1. Беседы, рассматривание иллюстраций, стихи

Тема: «Пословицы, поговорки и скороговорки русского народа»

1.Пословицы и поговорки.

2.Скороговорки

Тема: «Путешествие в лес»

1.Рассматривание картин

Тема: «Наши бабушки и дедушки»

Тема: «В гости к нам пришли матрешки»

1. Хоровод

Тема: «Волшебная Дымка»

1.Дымковские игрушки .

Тема: «Наш семейный альбом»

Тема: «Русский народный костюм»

1.История русского народного костюма

Праздники и развлечения

1. Вечер загадок и отгадок

2. «Осенние посиделки»

3. Развлечение «Весела была беседа»

4. «Новый год»

5. «Рождество Христово»

6. Развлечение «К нам гости пришли»

8. «Праздник Масленицы и весны»

9. «Пасха»

10. «В гости к солнышку»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

ЯнварьХочу такой сайт

Февраль

Март

Апрель

Народные игры и хороводы

1.Гуси-лебеди.

2.Обыкновенные жмурки.

3.У медведя во бору.

4.Кот и мыши.

5.Краски.

6.Горелки.

7.Молчанка.

8.Карусель.

9.Огуречик, огуречик.

10.Как на наши именины

11. Матрешек русский хоровод

В течение года на занятиях, в самостоятельной деятельности, на прогулке.

Режимные моменты

Разучивание произведений устного народного творчества и использование их во время приема детей, приема пищи, умывания, одевания, укладывания спать, прогулок (Загадки, потешки и народные песенки, скороговорки, заклички, считалки, пословицы и поговорки, сказки)

В течение года

Работа с родителями

1.Консультация «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей», «Приобщаем детей к народным традициям»

2.Наглядно-текстовая информация для родителей о народных праздниках: Пасха, Вербное воскресение, Новый год, Рождество, Зимние святки…

В течение года

Совместная деятельность взрослых и детей

1.Совместные праздники и развлечения.

2.Чтение адаптированных рассказов для детей «Знакомство с национальной культурой»

В течение года

Рукоделие

1.Лепка народных игрушек из соленого теста

2.Роспись народных игрушек.

3.Поделки из природного материала.

4.Рисование

В соответствии с сеткой занятий

Формы организации работы:

1 этап:

• Составление проекта.

• Подбор методической и художественной литературы и др. материалов.

• Изготовление и подбор пособий (ложки, свистульки, шкатулки и т.д.).

• Подбор различных игр (дидактических, подвижных, малоподвижных, сюжетно-ролевых).

• Разработка плана мероприятий.

• Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

2 этап:

Работа с детьми:

• Организация занятий познавательного характера, организация двигательного режима.

• Рассматривание иллюстраций и демонстрационного материала (открытки с изображением русской природы, семейные фотографии, иллюстрации к стихотворениям и русским сказкам) .

• Дидактические игры.

• Подвижные и малоподвижные игры .

• Беседы.

• Заучивание стихотворений и прибауток.

• Пересказ сказок.

• Творческая деятельность: лепка, рисование, конструирование, аппликация.

• Инсценировка сказок «Колобок», «Теремок».

Работа с родителями:

• Оформление консультаций.

• Беседа с родителями.

• Задания для совместной деятельности детей и родителей.

• Помощь родителей при изготовлении наглядных пособий и подготовке к тематическим развлечениям.

• Помощь родителей в создании развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми материала о малой Родине.

3 этап:

• Оформление проекта (теоретического материала, конспектов занятий и наглядного материала к ним).

• Оформление наглядной информации для родителей.

• Подведение итогов.

Методы проекта:

Словесные:

Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

Беседы о родном крае.

Чтение художественной литературы.

Диалог.

Проблемные вопросы.

Обсуждение.

Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

Методы стимулирования:

Совместная деятельность детей и родителей.

Похвала.

Наглядные:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, рисунков

Ознакомление с произведениями народного творчества

Игровые:

Различные игры.

Сюрпризные моменты.

Театрализация.

Практические:

Целевые прогулки и экскурсии.

Обогащение и стимулирование детского творчества.

Наблюдения (например, позволяющие видеть трудовую жизнь людей, изменения в облике города, улицы, природы).

Предполагаемые итоги проекта:

• Создание развивающей среды в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины.

• Знакомство детей с родным городом и краем, его особенностями.

• Воспитание патриотических чувств и любви к родному городу, краю и близким.

• Физическое и духовное развитие детей.

• Повышение компетентности родителей в области нравственно- патриотического воспитания детей.

Список литературы.

  1. «Дошкольнику о музейной культуре» О.Г.Тихонова Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ, родителей Москва: Аркти 2006-80 с.
  2. «Познавательное развитие в старшей группе детского сада. Конспекты занятий», Волчкова Н В, ТЦ «УЧИТЕЛЬ», Воронеж,2004.
  3. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество» . Учебно-методическое пособие. Т.Я.Шпикалова. Издательство «Владос» 2000-272 с.
  4. «Дошкольная педагогика», №3, 2006.
  5. «Дошкольное воспитание», №4, 2000.
  6. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л.Князева, М.Д. Маханева, Издательство «Детство – Пресс.
  7. Каталог уральской народной росписи И.Д.Самойлова Издательство «Уральский рабочий» Свердловск 1988- 199с.
  8. «Край родной» П.В.Попова М.П.Никулина Средне - Уральское книжное издательство Свердловск 1979 - 125с.
  9. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Т.А.Бударина Санкт-Петербург «Детство - Кросс» 2008 – 400с.
  10. «Родной край» Л.Ф.Мельчанов, В.Г.Чудинов Средне - Уральское книжное издательство Свердловск 1971 – 101с.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.11.2018

Дата обновления: 30.11.2020

Дата публикации: 25.06.2015

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».