Целевые ориентиры освоения Основной образовательной программы дошкольного образования

08.09.2021

Планируемые результаты, освоения основной образовательной программы конкретизирующие целевые ориентиры в образовательной части, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов

Планируемые результаты освоения ООП ДО конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной ее части. 

 Целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. 

 Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 

 Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 

            Целевые ориентиры являются ориентирами для: 

а) решения задач анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с семьями воспитанников; 

б) изучения характеристик образования детей; 

в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей образования в МБДОУ № 15. 

Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. 

 К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: 

             целевые ориентиры образования в раннем возрасте;  

             целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. 

Целевые ориентиры образования в раннем возрасте: 

             ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; 

             использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; 

             владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

             стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;  

             проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;   проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; 

             у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). 

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: 

             ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; 

             ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; 

             ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; 

             ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; 

             у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; 

             ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

 

Образовательные результаты, конкретизирующие целевые ориентиры классифицируются в ООП ДО следующим образом:

 мотивационные образовательные результаты - это сформированные в образовательном процессе первичные ценностные представления, мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность, критическое мышление. 

 универсальные образовательные результаты - это развитие общих способностей (когнитивных - способности мыслить, коммуникативных - способности взаимодействовать, регуляторных - способности к саморегуляции своих действий).

 предметные образовательные результаты - это усвоение конкретных элементов социального опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного представления о мире, предметных умений и навыков. 

 

Ожидаемые итоговые результаты освоения ООП ДО, конкретизирующие целевые ориентиры на этапе завершения детьми с тяжелыми нарушениями речи дошкольного образования (в рамках реализации АОП)

 

 В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения ООП ДО в условии инклюзивного образования предусмотрены в ряде планируемых результатов, конкретизирующих целевые ориентиры: 

  В области речевого развития

                 обладает сформированной мотивацией к школьному обучению; – усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира; 

                 употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные; – умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением; 

                 правильно употребляет основные грамматические формы слова; – составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; – владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза; 

                 осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); – правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом). 

  В области социально-коммуникативного развития: 

                 владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.; 

                 выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

                 участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях; 

                 передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику; 

                 регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки; 

                 отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого. 

 Хочу такой сайт

Ожидаемые результаты освоения ООП ДО, конкретизирующие целевые ориентиры развития детей проявляющих потенциальную одаренность

1) интеллектуальная одаренность: 

-      склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями; 

-      проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации; 

-      умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас; 

-      хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием; 

-      любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия; 

-      наблюдателен, любит анализировать события и явления; 

-      способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова; 

-      имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов. 

  2) творческая одаренность: 

-      нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения; 

-      не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею; 

-      изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства); 

-      способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие; 

-      способен по-разному подойти к одной и той же проблеме;

-      способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи; 

-      любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов; 

-      продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений. 

  3) академическая (научная) одаренность: 

-      учится новым знаниям очень быстро, все «схватывает на лету»; 

-      быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить; 

-      знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают;  - обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас;

-      проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность;

- читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или два; 

-      умеет делать выводы и обобщения; 

-      в свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше, чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.). 

     4) художественно-изобразительная одаренность:

-      в рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций; 

-      становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь;  

- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.; 

-      любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке; 

-      охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение

(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения взрослых; 

-      обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;  

-      - любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем; 

-      может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре. 

  5) музыкальная одаренность: 

-      проявляет большой интерес к музыкальным занятиям; 

-      чутко реагирует на характер и настроение музыки; 

-      хорошо поет; 

-      в игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 

-      любит музыкальные записи, стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку; 

-      хорошо играет на каком-нибудь инструменте: 

-      в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

-      сочиняет собственные оригинальные мелодии.  

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».