08.09.2021
Планируемые результаты, освоения основной образовательной программы конкретизирующие целевые ориентиры в образовательной части, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов
Планируемые результаты освоения ООП ДО конкретизируют
требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в обязательной ее части.
Целевые
ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения
уровня дошкольного образования.
Специфика
дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также
системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня
дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения
ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными
требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных
достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения
образовательной программы в виде целевых ориентиров.
Целевые
ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной
деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Целевые
ориентиры являются ориентирами для:
а) решения задач анализа профессиональной деятельности; взаимодействия с
семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей;
в) информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей образования в МБДОУ № 15.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
К целевым
ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
•
целевые ориентиры
образования в раннем возрасте;
•
целевые ориентиры на
этапе завершения дошкольного образования.
Целевые ориентиры
образования в раннем возрасте:
•
ребенок интересуется
окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в
действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в
достижении результата своих действий;
•
использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
•
владеет активной речью,
включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь
взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;
•
стремится к общению со
взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в
которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
•
проявляет интерес к
сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки,
стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные
произведения культуры и искусства;
•
у ребенка развита
крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье,
перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на
этапе завершения дошкольного образования:
•
ребенок овладевает
основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий,
участников по совместной деятельности;
•
ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям
и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно
взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать
неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
•
ребенок обладает
развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и
прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает
условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным
нормам;
•
ребенок достаточно
хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
•
у ребенка развита
крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями,
может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
•
ребенок проявляет
любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения
явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором
он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и
т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания
и умения в различных видах деятельности.
Образовательные результаты, конкретизирующие целевые
ориентиры классифицируются в ООП ДО следующим образом:
мотивационные
образовательные результаты - это сформированные в образовательном процессе
первичные ценностные представления, мотивы, интересы, потребности, система
ценностных отношений к окружающему миру, к себе, другим людям, инициативность,
критическое мышление.
универсальные
образовательные результаты - это развитие общих способностей (когнитивных -
способности мыслить, коммуникативных - способности взаимодействовать,
регуляторных - способности к саморегуляции своих действий).
предметные
образовательные результаты - это усвоение конкретных элементов социального
опыта и в том числе элементарных знаний, составляющих предпосылки научного
представления о мире, предметных умений и навыков.
Ожидаемые итоговые результаты освоения ООП ДО,
конкретизирующие целевые ориентиры на этапе завершения детьми с тяжелыми
нарушениями речи дошкольного образования (в рамках реализации АОП)
В соответствии с особенностями
психофизического развития ребенка с ТНР, планируемые результаты освоения ООП ДО
в условии инклюзивного образования предусмотрены в ряде планируемых
результатов, конкретизирующих целевые ориентиры:
В области речевого развития:
–
обладает сформированной
мотивацией к школьному обучению; – усваивает значения новых слов на основе
знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
–
употребляет слова,
обозначающие личностные характеристики, многозначные; – умеет подбирать слова с
противоположным и сходным значением;
–
правильно употребляет
основные грамматические формы слова; – составляет различные виды описательных
рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением
цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы; – владеет
простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы
фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний
план), осуществляет операции фонематического синтеза;
–
осознает слоговое
строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с
открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных); –
правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом).
В области социально-коммуникативного развития:
–
владеет основными видами
продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных
видах деятельности: в игре, общении, конструировании и др.;
–
выбирает род занятий,
участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует
с детьми;
–
участвует в коллективном
создании замысла в игре и на занятиях;
–
передает как можно более
точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;
–
регулирует свое
поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет
кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства,
взаимопомощи, взаимной поддержки;
–
отстаивает усвоенные
нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к самостоятельности,
проявляет относительную независимость от взрослого.
Ожидаемые результаты
освоения ООП ДО, конкретизирующие целевые ориентиры развития детей проявляющих
потенциальную одаренность
1) интеллектуальная одаренность:
-
склонен к логическим
рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями;
-
проявляет большой
интерес и исключительные способности к классификации;
-
умеет хорошо излагать
свои мысли, имеет большой словарный запас;
-
хорошо улавливает связь
между одним событием и другим, между причиной и следствием;
-
любит решать сложные
задачи, требующие умственного усилия;
-
наблюдателен, любит
анализировать события и явления;
-
способен долго
удерживать в памяти символы, буквы, слова;
-
имеет широкий круг
интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
2) творческая одаренность:
-
нестандартно мыслит и
часто предлагает неожиданные, оригинальные решения;
-
не боится новых попыток,
стремится всегда проверить новую идею;
-
изобретателен в выборе и
использовании различных предметов (например, использует в играх не только
игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства);
-
способен увлечься, уйти
с головой в интересующее его занятие;
-
способен по-разному
подойти к одной и той же проблеме;
-
способен не только
предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи;
-
любит пробовать новые
способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов;
-
продуктивен, чем бы ни
занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен
предложить большое количество самых разных идей и решений.
3) академическая (научная) одаренность:
-
учится новым знаниям
очень быстро, все «схватывает на лету»;
-
быстро запоминает услышанное
и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что
нужно запомнить;
-
знает много о таких
событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают; - обгоняет своих сверстников по учебе на год
или на два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится
сейчас;
-
проявляет ярко
выраженную, разностороннюю любознательность;
- читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих
сверстников на год или два;
-
умеет делать выводы и
обобщения;
-
в свободное время любит
читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники) больше,
чем читает художественные книги (сказки, детективы и др.).
4) художественно-изобразительная
одаренность:
-
в рисунках нет
однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных
предметов, людей, ситуаций;
-
становится вдумчивым и
очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную
скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь;
- способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней,
марок, открыток и т.д.;
-
любит использовать
какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в
строительстве детских домиков на игровой площадке;
-
охотно рисует, лепит,
создает композиции, имеющие художественное назначение
(украшения для дома, одежды и т.д.), в свободное время, без побуждения
взрослых;
-
обращается к рисунку или
лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
-
- любит создавать объемные
изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
-
может высказать свою
собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему
понравилось, в своем рисунке, игрушке, скульптуре.
5) музыкальная одаренность:
-
проявляет большой
интерес к музыкальным занятиям;
-
чутко реагирует на
характер и настроение музыки;
-
хорошо поет;
-
в игру на инструменте, в
песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
-
любит музыкальные
записи, стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
-
хорошо играет на
каком-нибудь инструменте:
-
в пении и музыке
стремится выразить свои чувства и настроение;
-
сочиняет собственные
оригинальные мелодии.