09.12.2023
«Развивающее общение» . Ведущая роль в развитии саморегуляции поведения детей, поскольку она позволяет если не полностью, то в большей степени самому ребёнку решать свои проблемы, найти решения в конфликтных ситуациях, которые постоянно возникают в общении детей всех возрастных групп.
Конфликты – неотъемлемая часть человеческой жизни. То, как мы научаемся разрешать их в детстве, обуславливает стратегии нашего поведения и во взрослой жизни. Либо мы стремимся избегать трудностей, искать более лёгкие, обходные пути, молчать и сдерживать свою ярость, либо мы встречаемся с проблемой лицом к лицу, ищем разумный выход, повышаем свою самооценку и завоевываем уважение в коллективе. Это примеры двух противоположных стратегий – избегания и компромисса. Существуют и другие: например, соперничество, приспособление или сотрудничество.
Но лишь одна из них, а именно – поиск компромисса, является наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.
Есть ли смысл обучать детей дошкольного возраста самостоятельному решению конфликтов или же на этом этапе развития достаточно вмешательства воспитателя или родителей?
Следующие факты говорят в пользу обучения.
Во – первых, самостоятельное решение конфликтов детьми значительно разгружает взрослого, которому в этом случае не требуется исполнять роль судьи, а достаточно занимать более комфортную позицию помощника.
Во – вторых, когда дети осваивают технологию решения конфликтов, ответственность за происходящее и случившееся ложится на самих детей, что в свою очередь ведёт к большей самостоятельности каждого отдельного ребёнка, а значит, к развитию саморегуляции поведения.
В – третьих, новые навыки конструктивного поведения понижают степень конфликтности группы в целом.
В – четвёртых, обучение данному навыку повышает самооценку детей, что позволяет им чувствовать себя более уверенно в общении со сверстниками и в жизни, а значит, уровень эмоциональной защищенности ребёнка растёт.
Замечательные психологи А.Фабер и Э. Мазлиш в своей книге « Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили» предлогают следующее решение конфликта.
Шаг 1
Опишите то, что вы видите. Или попросите самих детей рассказать, что происходит между ними. Например: «Я вижу двух мальчиков, которые не могут поделить мяч».
Шаг 2
Опишите чувства, которые, по вашему мнению, испытывает ребёнок.
Не бойтесь ошибиться, дети легко вас поправят, если вы назовёте что – то не точно.
Шаг 3
Примите чувства ребёнка,посочувствуйте одному и « помычите» другому.
Можно сказать: « Да, я хорошо тебя понимаю! Это очень неприятно, когда ты играешь, и вдруг у тебя отбирают игрушку…»
Шаг 4
Попросите детей озвучить свои позиции друг другу.
Например, предложите сказать одному из них: « Артём, мне не нравится, что ты отбираешь у меня мяч, когда я с ним играю». Повторите высказывания детей и уточните, услышали ли стороны друг друга. На этом этапе важно не предлагать своё решение.
Шаг 5
Если этого оказалось недостаточно и дети не могут договориться сами,
Напомните правила существующие в группе, в детском саду или обществе целом.
Например: « А вы знаете, ребята, что в детском саду у нас есть правило не обижать друг друга, не бросать друг в друга вещи, игрушки, снег, песок, не вырывать игрушки из рук, а спрашивать разрешения?»
Шаг 6
Оставьте детей одних, дав им задание обсудить проблему друг с другом и вместе найти решение, которое устроит обоих.
Ключевые слова – «вместе» и «устроит обоих». Можно добавить, что кода ребята найдут такое решение, они могут подойти к вам и рассказать, что у них получилось; в этом им поможет « коврик мира».
Безусловно, обращение к «правилам жизни в группе», к помощи « коврика мира» возможно лишь при успешном внедрении технологии « Развивающее общение» в жизнь детей ещё в начале учебного года в каждой возрастной группе.
Как ввести « правила жизни в группе?»
- Если в группе произошла какая – либо ситуация, связанная с нарушением правил, то сразу или спустя некоторое время, но не позже, чем через день после нарушения, следует обсудить случившееся. Спросить, что другие дети, не участвовавшие в нарушении, думают об этом, хотели бы они попасть в такую ситуацию.
- Обратить внимание инициатора нарушния на реакцию и чувства других детей.
- Предложить детям ввести правило и сделать его правилом недели, то есть время от времени напоминать о нём детям. Повесить на видное место, например, в уголок под названием «Правила нашей группы».
Вводить следует не более одного правила в неделю и не больше восьми правил в год ( пяти правил в младших группах )
- Спросить детей: « Ребята, а что же нам делать в следующий раз, если кто-то нарушит наше правило? Ответы демонстративно записать, обсудить, отказаться от заведомо неприемлемых вариантов и оставить конструктивные решения. Внести своё предложение, например, установить «кресло размышления» , на котором ребёнок, нарушивший правило, должен сидеть в течении трёх минут ( для малышей ) и пяти минут ( для детей старше ). Придумать как можно больше вариантов того, что ему поможет это правило не нарушать. Время засекается при помощи песочных часов в пределах видимости воспитателя и ребёнка. По истечении времени воспитатель просит подойти и обсудить с ним то, что ребёнок для себя решил.
Главное при овладении овладении технологией «Развивающее общение» - соблюдать следующие принципы:
- Принимать все чувства ребёнка.
- Прояснять эти чувства для осознания их ребёнком.
- Не принимать отдельные действия ребёнка, ведущие к нарушению эмоционального и физического благополучия детей и взрослых ( например: « Я не могу позволить тебе так поступать, потому что у нас есть правило…»)
- Говорить ребёнку о своих чувствах, использую « Я- сообщение»
- Вводить правила жизни в группе, разработанные совместно с детьми. Постоянно в безличной форме к ним обращаться при решении конфликтных ситуаций. Например: « У нас есть правило: кто первый взял игрушку, тот в неё играет, сколько захочет.
- Хвалить ребёнка за сделанную работу через её описание:
« Домик получился красивый», «Какой порядок в кукольном домике!»
- Не давать ребёнку готовых рецептов, а говорить: « А как ты думаешь?...»
- Постоянно поддерживать позитивную инициативу ребёнка.
- Стараться в любом режимном моменте предоставить ребёнку возможность выбора.