Образовательная ситуация

09.12.2023

Образовательная ситуация - основная единица образовательного процесса в поддержку исследовательского поведения дошкольников в ДОУ. Одной из основных форм организации педагогического процесса может быть образовательная ситуация, то есть такая форма взаимодействия, благодаря которой обеспечивается развитие и саморазвитие личности ребёнка. Чаще всего образовательные ситуации носят интегрированный характер, так как включают задачи, которые реализуются в разных видах деятельности по одной тематике. Образовательные ситуации могут быть включены в непосредственно образовательную деятельность, в самостоятельную деятельность детей, а также в режимные моменты. В непрерывной образовательной деятельности задачами будут: — формирование у дошкольников новых умений и представлений в различных видах деятельности; — обобщение знаний по теме. А в процессе режимных моментов и при организации самостоятельной деятельности воспитанников: — закрепление имеющихся знаний и умений у воспитанников; — применение имеющихся знаний в новых условиях; — освоение новых способов действий. Основой для образовательных ситуаций являются: – проблемные ситуации; – упражнения и дидактические игры; — задачи практического содержания; – наблюдения и эксперименты и т.п. В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми проблемную задачу, затем совместно с детьми (или только детьми) проблема решается. Обязательным для образовательной ситуации является появление образовательного результата(продукта). В младшем и среднем возрасте преобладают ситуации игрового содержания: игры с рассматриванием игрушек и картинок, чтение литературных произведений с использованием игрового персонажа, наблюдение за предметами и объектами на основе игрового сюжета и др. В старшем дошкольном возрасте перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения; создаются ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи. Результаты образовательной ситуации педагог будет не только оценивать сам, но и стимулировать взаимную оценку и самооценку деятельности воспитанниками.Хочу такой сайтХочу такой сайт

     Педагогическая поддержка представляет собой взаимодействие взрослого и ребенка, где взрослый оказывает различными методами помощь ребенку в реализации его потребностей, и направляет его развитие, а ребенок, ориентируясь на поддержку взрослого, достигает целей, удовлетворяет потребности, интересы, применяет свои способности. Педагогическая поддержка предполагает не авторитарное воздействие, где доминирующим является взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок являются партнерами в общении и деятельности. В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать все тактики педагогической поддержки, предложенные О.С.Газманом, но в образовательной деятельности наиболее актуальными и действенными будут следующие:  тактика помощи;  тактика содействия. Тактика помощи рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно приступил к деятельности, освободился от страха перед неудачей, почувствовал себя в так называемой «ситуации успеха». Многие дети проявляют неуверенность перед новой познавательной задачей в образовательной деятельности, стараются избежать проблемы, тем самым блокируют свою активность и отказываются от выполнения задания. Такому ребенку важно помочь осознать, что он способен преодолеть препятствие и выполнить задание! Воспитатель своей незначительной помощью, похвалой, поддержкой, подсказкой, укрепляет веру ребенка в свои силы и активизирует познавательную активность. Основной принцип тактики «содействия»: «Ты всегда можешь совершить выбор – попробуй проверить себя!». В тактике содействия создаётся условия для того, чтобы ребенок вовлекался в процесс осмысления 3 и рефлексию собственной деятельности. Воспитатель интересуется мнением ребенка о том, как он намерен действовать, и старается расширить его возможности выбора, предлагает попробовать новые варианты, не знакомые ребенку. В тактике содействия необходимо постоянно находишься в диалоге с ребенком, задавать ему поисковые вопросы, вместе размышлять, обсуждать способы деятельности и пути решения задачи, достижения целей. Эта тактика стимулирует и развивает познавательные способности ребенка, самостоятельность мышления и укрепляет веру в собственные силы. Также «тактика содействия» помогает ребенку избавиться от страха быть неправильно понятым, и формирует очень важное чувство доверия между ребенком и взрослым.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».