ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол № 1 от 31.08.2022 год УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №15 ___________ Е.А. Смирнова «31» августа 2022 г. ПОЛОЖЕНИЕ о планировании образовательной деятельности в МБДОУ №15 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о планировании образовательного процесса в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 15» Артемовского городского округа (далее – Положение) разработано соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования далее (ФГОС ДО), утверждённым приказом Министерства образования и науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, ООП ДО МБДОУ № 15» и МКДО. 1.2. Данное Положение устанавливает требования к видам, форме и содержанию планов воспитательно-образовательного процесса педагогических работников в МБДОУ № 15 по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ № 15 (далее ООП ДО). 1.3. Планы воспитательно-образовательной работы специалистов и педагогов по работе с детьми в группах раннего и дошкольного возраста являются обязательными документами, разрабатываются и реализуются педагогами самостоятельно с учетом требований данного Положения. 1.4. Срок действия настоящего Положения неограничен. Положение вступает в силу с момента его подписания и действует до принятия нового. 2. Цели и задачи планирования 2.1. Цель: Обеспечение выполнения ООП ДО МБДОУ № 15 всеми возрастными группами с учетом интересов и потребностей воспитанников для достижения положительных результатов в образовательном процессе. 2.2 Задачи: - обеспечить единый подход к планированию образовательного процесса в МБДОУ № 15; способствовать регулярной и систематической организации воспитательнообразовательной работы с воспитанниками; - учитывать индивидуальные педагогического наблюдения; - особенности воспитанников по результатам осуществлять взаимодействие между специалистами и педагогами групп раннего возраста и дошкольного возраста; создавать условия в РППС и образовательном пространстве в соответствии с запланированной деятельностью по теме работы с детьми. - 3. Принципы планирования принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; принцип гибкого планирования; принцип полноты и достаточности; принцип научной обоснованности и практической применяемости; принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач; принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, развития детей; принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного процесса; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; принцип участия детей: учета интересов детей, востребованности детских инициатив и их активного участия в планировании образовательной деятельности; принцип вовлечения родителей в планирование образовательной деятельности в группе. 4. Виды планирования 4.1. Планирование воспитательно-образовательного процесса по реализации ООП ДО МБДОУ № 15 включает в себя следующие виды планов: Для педагогов групп раннего и дошкольного возраста: - комплексно-тематическое планирование; - перспективное планирование. Для специалистов: Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре: - календарный план; - перспективный план. Педагог-психолог: - годовой план; - календарный план. 5. Требования к планированию образовательной деятельности педагогами групп раннего и дошкольного возраста 5.1. При планировании воспитательно-образовательной работы с воспитанниками детского сада необходимо учитывать: - уровень развития ребенка; - группу здоровья детей (индивидуальный подход к детям со второй и третьей группы здоровья); - интересы и склонности. 5.2. Планы составляются совместно двумя сменными педагогами каждой возрастной группы. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации с учетом инициатив детей и взрослых. 5.3. При планировании работы учитываются следующие моменты: тема выбирается совместно с детьми; все формы организации образовательной работы соответствуют выбранной теме; родители знакомятся и подключаются к совместной детско-взрослой деятельности через разные формы взаимодействия; каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.). 5.3. Комплексно-тематическоепланирование педагогов групп раннего и дошкольного возраста должны включать три этапа: 1 этап - план-модель трех вопросов. Форма плана представлена в Приложение №1; 2 этап- план-паутинка: центры активной деятельности детей. Форма плана представлена в Приложение № 2; 3 этап - календарный план педагога. Форма плана представлена в Приложение № 3; 5.4. Перспективное планирование педагогов групп раннего и дошкольного возраста включает: -перспективное планирование. Форма плана представлена в Приложение № 4; - план работы с родителями на год. Форма плана представлена в Приложение № 5. 5.5. Содержание этапов комплексно-тематического планирования педагогов групп раннего и дошкольного возраста включает: 5.5.1. План-модель трех вопросов: - наименование образовательной темы; - предварительные знания детей по теме («Что мы знаем»); - круг интересов детей («Что хотим узнать»); - инициативы детей по содержанию образовательной деятельности («Как мы это будем делать»); 5.5.2. План-паутинка: - распределение инициатив детей по центрам детских интересов с описанием видов деятельности (план-паутинка); 5.5.3. Календарный план включает в себя: - образовательные задачи, решаемые в ходе реализации темы. Образовательные задачи охватывают все образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. - формы, методы и приемы работы с детьми по реализации образовательных задач; - перечень оборудования и изменения в РППС группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.); - вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели; - все виды деятельности, включая образовательную деятельность на прогулке и занятиях у специалистов дошкольного учреждения. 5.6. При планировании реализации образовательной темы педагогами групп раннего и дошкольного возраста необходимо учитывать: - учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей; - вариативность методов и форм обучения с преобладанием интерактивных; - рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучение в малых группах (центрах активности); - положительная мотивация к познавательной деятельности; - партнерское взаимодействие педагога с детьми и т.д. 5.7. Выбор содержания образовательной деятельности определяется: - на основе педагогического наблюдения за воспитанниками своей группы; - целевыми ориентирами; - темами перспективного планирования; - включением различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих воспитанников; - организацией индивидуальных и коллективных видов деятельности; - реализацией права выбора воспитанниками содержания, средств, форм самовыражения, партнеров по деятельности. 5.8. Календарный план педагогов предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации. Форма его является гибкой, свободной по структуре, что обеспечивает отражение инициатив детей и взрослых. 5.9. При планировании работы в Плане-паутинке учитываются цветовые обозначения: - зелёный цвет - предложения детей; - синий цвет - предложения педагогов; - красный цвет - предложения специалистов; - черный цвет - предложения родителей. 5.10. Сроки написания планов педагогов групп раннего и дошкольного возраста: - план-модель трех вопросов – 1-2 дня; - план-паутинка – в течение реализации темы; - календарный план – в течение реализации темы; - перспективное планирование – сентябрь; - плана работы с родителями – сентябрь. 6. Требования к планированию образовательной деятельности специалистами 6.1. Планирование работы по музыкальному воспитанию разрабатывается музыкальным руководителем на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности в соответствии с ООП ДО МБДОУ № 15. 6.2. Перспективный план по музыкальному воспитанию разрабатывается на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности на календарный год (группу раннего возраста с 1 до 2 лет, группу раннего возраста с 2 до 3 лет, младшую группу для детей 3-4 лет, среднюю группу для детей 4-5 лет, на старшую группу для детей 5-6 лет, подготовительную группу для детей 6-7 лет). Форма перспективного плана представлена в Приложении № 6. 6.2.1. Перспективный план включает в себя: - виды музыкальной деятельности (слушание, пение, работа над развитием чувства ритма) - задачи реализации содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастом воспитанников; - музыкальный репертуар; - музыкальную среду развития (на занятиях, в группе, в семье); - пальчиковые игры. 6.3 Календарный план музыкального руководителя разрабатывается с учетом темы недели или проекта, выбранной совместно с детьми и воспитателем группы. 6.3.1. Календарный план включает: - дату (месяц) - возрастную группу; - виды музыкальной деятельности (восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, игра на детских музыкальных инструментах); - образовательные задачи; - репертуар; - мотивацию; - методические приемы; - индивидуальную работу; - литература, методические пособия. Форма календарного плана представлена в Приложении № 7. 6.4. Сроки написания календарного плана гибкие, так как зависят от времени реализации темы на группах. 6.5. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана определяется: - перспективным планом по музыкальному воспитанию; - темой недели в каждой возрастной группе; - темами реперного планирования. 6.6. Планирование работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с ООП ДО 6.6.1. Календарный план пишется 3 видов: - диагностическая работа; - групповая коррекционно-развивающая работа; - индивидуальная коррекционно-развивающая работа. Форма календарных планов представлена в Приложении № 8. 6.6.2. Календарные планы разрабатывается ежемесячно на каждую возрастную группу в соответствии с годовым планом работы, с учетом результатов диагностического обследования детей, запросов педагогов и родителей воспитанников. 6.6.3. В планах фиксируются сведения о посещаемости детей на занятиях с целью осуществления контроля и организации индивидуальной работы с воспитанниками. 7. Организация работы по планированию образовательной деятельности 7.1. Планирование осуществляется как проекция образовательной темы, выбранной с детьми на Детском совете, на разные виды детской активности («проживание» ее ребенком в игре, рисовании, конструировании и т.д.) и возможность их выбора самим ребенком. Важной составляющей планирования является организация развивающей предметнопространственной среды, которая осуществляется в зависимости от образовательных задач и с учетом потребностей детей. 7.2. Весь образовательный процесс строится на основе баланса специально организованной образовательной, свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. Образовательная деятельность реализуется в течение дня в центрах детских интересов малыми группами, индивидуальными занятиями с педагогом и в самостоятельной деятельности детей. 7.3. Планы, составляемые совместно с детьми, специалистами и родителями являются открытыми в течение реализации темы, в них могут вноситься дополнения, изменения. 8. Открытость планирования для родителей 8.1. Родители воспитанников имеют право вносить свои предложения и выдвигать инициативы непосредственно в планы. 8.2. В приемной на специальном стенде размещаются для ознакомления и инициатив родителей план-модель трех вопросов, план-паутинка: центры детских интересов. 9. Отчетность и контроль 9.1. Данное Положение является обязательным для выполнения всеми педагогическими работниками Учреждения. 9.2. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, и несут ответственность в порядке и в случаях, которые установлены Федеральными законами. 9.3. Все виды планов хранятся в группе в течение двух лет (учитывается списочный состав группы). 9.4. Контроль за планированием осуществляется старшим воспитателем: - 1 раз в месяц у педагогов дошкольных групп и групп раннего возраста, - 1 раз в квартал у специалистов. Приложение 1 Что мы знаем? Форма плана-модели трех вопросов Что хотим узнать? Как мы это будем делать? Приложение 2 Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (ранний возраст) Центр сенсорики Центр творчества Центр конструирования и экспериментирования Социум (Гость группы, прогулка) Тема проекта Центр развития речи Центр игры, музыки и театра Двигательная активность Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (младший и средний возраст) Центр математики Центр экспериментирования Центр игры Центр развития речи Центр творчества Тема проекта Центр двигательной активности (физкультурный зал) Центр музыки и театра (музыкальный зал) Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (старший и подготовительный возраст) Центр конструирования Социум (Гость группы, прогулка) Литературный центр Центр математики Центр науки и экспериментирования Центр игры Центр развития речи Центр творчества Тема проекта Центр двигательной активности (физкультурный зал) Центр музыки и театра (музыкальный зал) Центр конструирования Социум (Гость группы, прогулка) Центр юного финансиста Приложение 3 Форма календарного плана образовательной деятельности в ______________группе «________________________» Тема недели «__________________________» (дата) Итоговое мероприятие__________________________________________________________________________________ Цель Задачи Планируемый результат Вхождение в тему, мотивация выбора темы: 1. Краткий диалог 2. Работа с моделью трех вопросов. Развивающие вопросы, которые можно задать в разное время Учебно-методический комплект Центр активности Презентация центров активности Презентация деятельности в центре с Необходимые материалы детьми Центр сюжетно-ролевых игр Центр конструирования и строительства Центр математики и настольных игр Центр науки и естествознания Литературный центр Центр искусств Центр музыки и театрализованных игр Центр физической активности Центр безопасности Центр патриотического воспитания Итоговый сбор (ежедневно) Вопросы: 1. Что нового мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то нового? 2.Оценка действий детей (детьми): что хотел сделать, что получилось… 3. Демонстрация достижений. Результат детей деятельности Индивидуализация в подгруппах и с отдельным ребенком Взаимодействие с родителями Приложение 4 Примерное перспективное планирование № Месяц 1. Сентябрь 2. 3. 4. 5. Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Тема Тематический день «1 сентября - день знаний» День народов Урала Мой любимый детский сад Моя уральская осень Азбука безопасности Четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля Я вырасту здоровым Путешествие по родному городу Зима в моем городе Новый год. Мастерская Деда Мороза Народная культура и традиции Природа родного края зимой № 6. Месяц Февраль 7. Март 8. Апрель 9. Май 10. Июнь 11. Июль Тема Я и моя семья День защитников Отечества 8 марта Театр – творчество - дети Азбука здоровья Весна в моем городе Мы – правнуки Победы Путешествие в весенний лес Тематический день «1 июня – день защиты детей» Лето в моем городе Тематический день «Я живу в России» Я здоровье берегу, со спортом я дружу Волшебница-вода Песочные фантазии Мир полон сказок и чудес 12. Август Дорожная азбука Витаминный калейдоскоп Олимпийское движение Тематический день «День Государственного флага Российской Федерации» Приложение 5 Форма перспективного плана взаимодействия с родителями на ________________________ учебный год (___________________________________ группа) Месяц Совместные мероприятия Стендовые консультации Советы специалистов Индивидуальные консультации Приложение 6 Форма перспективного плана по музыкальному воспитанию дошкольников Виды музыкальной деятельности детей: - слушание (восприятие музыки); - пение (исполнительство); - работа над развитием чувства ритма (музицирование); - выразительные движения. Месяц Задачи Музыкальная среда развития Репертуар На занятиях В группе В семье Раздел «Пальчиковая гимнастика» Месяц Текст игры Движения Приложение 7 Форма календарного плана по музыкальному воспитанию ГРУППА МЕСЯЦ Тема недели: Виды музыкальной деятельности Восприятие музыкальных произведений Пение Музыкально – ритмические движения Музыкальная игра, хоровод Игра на детских музыкальных инструментах Образовательные задачи Репертуар Мотивация Методические приемы Индивидуальная работа Литература, методические пособия Приложение 8 Форма КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА № Дата Название группы или Ф.И.О. Характер диагностики Обследованные Категория Кол-во 2. ГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ________________________месяц Программа (название)___________________________________ Форма работы – тренинг, деловая игра, групповое указать)___________________________________________ занятие Цель работы (с указанием причины)____________________________________________ Наименование/ код Даты занятий группы и ее состав или другое (нужное Темы занятий подчеркнуть/ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА ______________ месяц Код обратившегося Даты занятий Фамилия, имя ребенка/ Ф.И.О. взрослого Направления работы: 1. Развитие интеллектуальной сферы. 2. Развитие волевой сферы. 3. Развитие эмоциональной сферы. 3. Развитие мотивационной сферы. Программа занятий Примечание