ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол № 1 от 31.08.2022 год
УТВЕРЖДЕНО:
Заведующий МБДОУ №15
___________ Е.А. Смирнова
«31» августа 2022 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о планировании образовательной деятельности в МБДОУ №15
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение о планировании образовательного процесса в
Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №
15» Артемовского городского округа (далее – Положение) разработано соответствии с
Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования далее (ФГОС ДО), утверждённым приказом Министерства образования и
науки России от 17.10 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования», Санитарно-эпидемиологическими
правилами и нормативами, ООП ДО МБДОУ № 15» и МКДО.
1.2. Данное Положение устанавливает требования к видам, форме и содержанию
планов воспитательно-образовательного процесса педагогических работников в МБДОУ №
15 по реализации Основной образовательной программы дошкольного образования
МБДОУ № 15 (далее ООП ДО).
1.3. Планы воспитательно-образовательной работы специалистов и педагогов по
работе с детьми в группах раннего и дошкольного возраста являются обязательными
документами, разрабатываются и реализуются педагогами самостоятельно с учетом
требований данного Положения.
1.4. Срок действия настоящего Положения неограничен. Положение вступает в силу
с момента его подписания и действует до принятия нового.
2. Цели и задачи планирования
2.1. Цель: Обеспечение выполнения ООП ДО МБДОУ № 15 всеми возрастными группами
с учетом интересов и потребностей воспитанников для достижения положительных
результатов в образовательном процессе.
2.2 Задачи:
-
обеспечить единый подход к планированию образовательного процесса в МБДОУ
№ 15;
способствовать регулярной и систематической организации воспитательнообразовательной работы с воспитанниками;
-
учитывать индивидуальные
педагогического наблюдения;
-
особенности
воспитанников
по
результатам
осуществлять взаимодействие между специалистами и педагогами групп раннего
возраста и дошкольного возраста;
создавать условия в РППС и образовательном пространстве в соответствии с
запланированной деятельностью по теме работы с детьми.
-
3. Принципы планирования
принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого
ребенка;
принцип гибкого планирования;
принцип полноты и достаточности;
принцип научной обоснованности и практической применяемости;
принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач;
принцип учета конкретных педагогических условий: возрастного состава группы,
развития детей;
принцип комплексно-тематического построения воспитательно-образовательного
процесса;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными
возможностями и особенностями воспитанников;
принцип участия детей: учета интересов детей, востребованности детских
инициатив и их активного участия в планировании образовательной деятельности;
принцип
вовлечения родителей в
планирование
образовательной
деятельности в группе.
4. Виды планирования
4.1. Планирование воспитательно-образовательного процесса по реализации ООП ДО
МБДОУ № 15 включает в себя следующие виды планов:
Для педагогов групп раннего и дошкольного возраста:
- комплексно-тематическое планирование;
- перспективное планирование.
Для специалистов: Музыкальный руководитель и инструктор по
физической культуре:
- календарный план;
- перспективный план.
Педагог-психолог:
- годовой план;
- календарный план.
5.
Требования к
планированию
образовательной деятельности
педагогами групп раннего и дошкольного возраста
5.1. При планировании воспитательно-образовательной работы с воспитанниками детского
сада необходимо учитывать:
- уровень развития ребенка;
- группу здоровья детей (индивидуальный подход к детям со второй и третьей группы
здоровья);
- интересы и склонности.
5.2. Планы составляются совместно двумя сменными педагогами каждой возрастной
группы. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации с учетом
инициатив детей и взрослых.
5.3. При планировании работы учитываются следующие моменты:
тема выбирается совместно с детьми;
все формы организации образовательной работы соответствуют выбранной теме;
родители знакомятся и подключаются к совместной детско-взрослой
деятельности через разные формы взаимодействия;
каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка,
праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).
5.3. Комплексно-тематическоепланирование педагогов групп раннего и дошкольного
возраста должны включать три этапа:
1 этап - план-модель трех вопросов. Форма плана представлена в Приложение №1;
2 этап- план-паутинка: центры активной деятельности детей. Форма плана представлена в
Приложение № 2;
3 этап - календарный план педагога. Форма плана представлена в Приложение № 3;
5.4. Перспективное планирование педагогов групп раннего и дошкольного возраста
включает:
-перспективное планирование. Форма плана представлена в Приложение № 4;
- план работы с родителями на год. Форма плана представлена в Приложение № 5.
5.5. Содержание этапов комплексно-тематического планирования педагогов групп раннего
и дошкольного возраста включает:
5.5.1. План-модель трех вопросов:
- наименование образовательной темы;
- предварительные знания детей по теме («Что мы знаем»);
- круг интересов детей («Что хотим узнать»);
- инициативы детей по содержанию образовательной деятельности («Как мы это будем
делать»);
5.5.2. План-паутинка:
- распределение инициатив детей по центрам детских интересов с описанием видов
деятельности (план-паутинка);
5.5.3. Календарный план включает в себя:
- образовательные задачи,
решаемые
в
ходе реализации темы.
Образовательные задачи
охватывают все
образовательные
области:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,
художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. - формы, методы и приемы
работы с детьми по реализации образовательных задач;
- перечень оборудования и изменения в РППС группы (выставки, наполнение игровых
уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.);
- вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в
рамках тематической недели;
- все виды деятельности, включая образовательную деятельность на прогулке и занятиях у
специалистов дошкольного учреждения.
5.6. При планировании реализации образовательной темы педагогами групп раннего и
дошкольного возраста необходимо учитывать:
- учет возрастных особенностей познавательной деятельности детей;
- вариативность методов и форм обучения с преобладанием интерактивных;
- рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном
соотношении разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей обучение в малых группах (центрах активности);
- положительная мотивация к познавательной деятельности;
- партнерское взаимодействие педагога с детьми и т.д.
5.7. Выбор содержания образовательной деятельности определяется:
- на основе педагогического наблюдения за воспитанниками своей группы;
- целевыми ориентирами;
- темами перспективного планирования;
- включением различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов,
потребностей самих воспитанников;
- организацией индивидуальных и коллективных видов деятельности;
- реализацией права выбора воспитанниками содержания, средств, форм самовыражения,
партнеров по деятельности.
5.8. Календарный план педагогов предусматривает планирование всех видов деятельности
детей и соответствующих форм их организации. Форма его является гибкой, свободной по
структуре, что обеспечивает отражение инициатив детей и взрослых.
5.9. При планировании работы в Плане-паутинке учитываются цветовые обозначения:
- зелёный цвет - предложения детей;
- синий цвет - предложения педагогов;
- красный цвет - предложения специалистов;
- черный цвет - предложения родителей.
5.10. Сроки написания планов педагогов групп раннего и дошкольного возраста:
- план-модель трех вопросов – 1-2 дня;
- план-паутинка – в течение реализации темы;
- календарный план – в течение реализации темы;
- перспективное планирование – сентябрь;
- плана работы с родителями – сентябрь.
6. Требования к планированию образовательной деятельности специалистами
6.1. Планирование работы по музыкальному воспитанию разрабатывается музыкальным
руководителем на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности в
соответствии с ООП ДО МБДОУ № 15.
6.2. Перспективный план по музыкальному воспитанию разрабатывается на каждую
возрастную группу общеразвивающей направленности на календарный год (группу раннего
возраста с 1 до 2 лет, группу раннего возраста с 2 до 3 лет, младшую группу для детей 3-4
лет, среднюю группу для детей 4-5 лет, на старшую группу для детей 5-6 лет,
подготовительную группу для детей 6-7 лет).
Форма перспективного плана представлена в Приложении № 6.
6.2.1. Перспективный план включает в себя:
- виды музыкальной деятельности (слушание, пение, работа над развитием чувства ритма)
- задачи реализации
содержания образовательной
деятельности в соответствии
с возрастом воспитанников;
- музыкальный репертуар;
- музыкальную среду развития (на занятиях, в группе, в семье);
- пальчиковые игры.
6.3 Календарный план музыкального руководителя разрабатывается с учетом темы недели
или проекта, выбранной совместно с детьми и воспитателем группы.
6.3.1. Календарный план включает:
- дату (месяц)
- возрастную группу;
- виды музыкальной деятельности (восприятие музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, музыкальная игра, игра на детских музыкальных
инструментах);
- образовательные задачи;
- репертуар;
- мотивацию;
- методические приемы;
- индивидуальную работу;
- литература, методические пособия.
Форма календарного плана представлена в Приложении № 7.
6.4. Сроки написания календарного плана гибкие, так как зависят от времени реализации
темы на группах.
6.5. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана определяется:
- перспективным планом по музыкальному воспитанию;
- темой недели в каждой возрастной группе;
- темами реперного планирования.
6.6. Планирование работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с ООП ДО
6.6.1. Календарный план пишется 3 видов:
- диагностическая работа;
- групповая коррекционно-развивающая работа;
- индивидуальная коррекционно-развивающая работа.
Форма календарных планов представлена в Приложении № 8.
6.6.2. Календарные планы разрабатывается ежемесячно на каждую возрастную группу в
соответствии с годовым планом работы, с учетом результатов диагностического
обследования детей, запросов педагогов и родителей воспитанников.
6.6.3. В планах фиксируются сведения о посещаемости детей на занятиях с целью
осуществления контроля и организации индивидуальной работы с воспитанниками.
7. Организация работы по планированию образовательной деятельности
7.1. Планирование осуществляется как проекция образовательной темы, выбранной с
детьми на Детском совете, на разные виды детской активности («проживание» ее ребенком
в игре, рисовании, конструировании и т.д.) и возможность их выбора самим ребенком.
Важной составляющей планирования является организация развивающей предметнопространственной среды, которая осуществляется в зависимости от образовательных задач
и с учетом потребностей детей.
7.2. Весь образовательный процесс строится на основе баланса специально организованной
образовательной, свободной самостоятельной деятельности детей и совместной
деятельности взрослого с детьми.
Образовательная деятельность реализуется в течение дня в центрах детских интересов
малыми группами, индивидуальными занятиями с педагогом и в самостоятельной
деятельности детей.
7.3. Планы, составляемые совместно с детьми, специалистами и родителями являются
открытыми в течение реализации темы, в них могут вноситься дополнения, изменения.
8. Открытость планирования для родителей
8.1. Родители воспитанников имеют право вносить свои предложения и выдвигать
инициативы непосредственно в планы.
8.2. В приемной на специальном стенде размещаются для ознакомления и инициатив
родителей план-модель трех вопросов, план-паутинка: центры детских интересов.
9. Отчетность и контроль
9.1. Данное Положение является обязательным для выполнения всеми педагогическими
работниками Учреждения.
9.2. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение
или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, и несут
ответственность в порядке и в случаях, которые установлены Федеральными законами.
9.3. Все виды планов хранятся в группе в течение двух лет (учитывается списочный состав
группы).
9.4. Контроль за планированием осуществляется старшим воспитателем:
- 1 раз в месяц у педагогов дошкольных групп и групп раннего возраста,
- 1 раз в квартал у специалистов.
Приложение 1
Что мы знаем?
Форма плана-модели трех вопросов
Что хотим узнать?
Как мы это будем делать?
Приложение 2
Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (ранний возраст)
Центр сенсорики
Центр творчества
Центр конструирования
и экспериментирования
Социум
(Гость группы, прогулка)
Тема проекта
Центр развития речи
Центр игры, музыки и театра
Двигательная активность
Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (младший и средний возраст)
Центр математики
Центр
экспериментирования
Центр игры
Центр развития речи
Центр творчества
Тема проекта
Центр двигательной
активности
(физкультурный зал)
Центр музыки и театра
(музыкальный зал)
Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (старший и подготовительный возраст)
Центр конструирования
Социум
(Гость группы, прогулка)
Литературный центр
Центр математики
Центр науки и
экспериментирования
Центр игры
Центр развития речи
Центр творчества
Тема проекта
Центр двигательной
активности
(физкультурный зал)
Центр музыки и театра
(музыкальный зал)
Центр конструирования
Социум
(Гость группы, прогулка)
Центр юного финансиста
Приложение 3
Форма календарного плана образовательной деятельности в ______________группе «________________________»
Тема недели «__________________________» (дата)
Итоговое мероприятие__________________________________________________________________________________
Цель
Задачи
Планируемый результат
Вхождение
в
тему,
мотивация выбора темы:
1. Краткий диалог
2. Работа с моделью трех
вопросов.
Развивающие
вопросы,
которые можно задать в
разное время
Учебно-методический
комплект
Центр активности
Презентация центров активности
Презентация деятельности в центре с Необходимые материалы
детьми
Центр сюжетно-ролевых
игр
Центр конструирования и
строительства
Центр математики и
настольных игр
Центр науки и
естествознания
Литературный центр
Центр искусств
Центр музыки и
театрализованных игр
Центр физической
активности
Центр безопасности
Центр патриотического
воспитания
Итоговый сбор
(ежедневно)
Вопросы:
1. Что нового мы узнали? Чему научились? Кто узнал что-то нового?
2.Оценка действий детей (детьми): что хотел сделать, что получилось…
3. Демонстрация достижений.
Результат
детей
деятельности
Индивидуализация в
подгруппах и с отдельным
ребенком
Взаимодействие с
родителями
Приложение 4
Примерное перспективное планирование
№
Месяц
1. Сентябрь
2.
3.
4.
5.
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Тема
Тематический день «1 сентября - день знаний»
День народов Урала
Мой любимый детский сад
Моя уральская осень
Азбука безопасности
Четыре стихии: огонь, вода, воздух, земля
Я вырасту здоровым
Путешествие по родному городу
Зима в моем городе
Новый год. Мастерская Деда Мороза
Народная культура и традиции Природа родного
края зимой
№
6.
Месяц
Февраль
7.
Март
8.
Апрель
9.
Май
10.
Июнь
11.
Июль
Тема
Я и моя семья
День защитников Отечества
8 марта
Театр – творчество - дети
Азбука здоровья
Весна в моем городе
Мы – правнуки Победы
Путешествие в весенний лес
Тематический день «1 июня – день защиты
детей»
Лето в моем городе
Тематический день «Я живу в России»
Я здоровье берегу, со спортом я дружу
Волшебница-вода
Песочные фантазии
Мир полон сказок и чудес
12.
Август
Дорожная азбука
Витаминный калейдоскоп
Олимпийское движение
Тематический день «День
Государственного флага Российской
Федерации»
Приложение 5
Форма перспективного плана взаимодействия с родителями на ________________________ учебный год
(___________________________________ группа)
Месяц
Совместные мероприятия
Стендовые консультации
Советы специалистов
Индивидуальные консультации
Приложение 6
Форма перспективного плана
по музыкальному воспитанию дошкольников
Виды музыкальной деятельности детей:
- слушание (восприятие музыки);
- пение (исполнительство);
- работа над развитием чувства ритма (музицирование);
- выразительные движения.
Месяц
Задачи
Музыкальная среда развития
Репертуар
На занятиях
В группе
В семье
Раздел «Пальчиковая гимнастика»
Месяц
Текст игры
Движения
Приложение 7
Форма календарного плана по музыкальному воспитанию
ГРУППА
МЕСЯЦ
Тема недели:
Виды
музыкальной
деятельности
Восприятие
музыкальных
произведений
Пение
Музыкально –
ритмические
движения
Музыкальная
игра, хоровод
Игра на детских
музыкальных
инструментах
Образовательные
задачи
Репертуар
Мотивация
Методические
приемы
Индивидуальная
работа
Литература,
методические
пособия
Приложение
8
Форма КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№
Дата
Название группы или
Ф.И.О.
Характер диагностики
Обследованные
Категория
Кол-во
2. ГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
________________________месяц
Программа (название)___________________________________
Форма работы
–
тренинг,
деловая
игра,
групповое
указать)___________________________________________
занятие
Цель работы (с указанием причины)____________________________________________
Наименование/ код
Даты занятий
группы и ее состав
или
другое
(нужное
Темы занятий
подчеркнуть/
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
______________ месяц
Код
обратившегося
Даты занятий
Фамилия, имя ребенка/
Ф.И.О. взрослого
Направления работы:
1. Развитие интеллектуальной сферы.
2. Развитие волевой сферы.
3. Развитие эмоциональной сферы.
3. Развитие мотивационной сферы.
Программа занятий
Примечание