Адаптированная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ №15 для детей с ТНР
Описание образовательной программы
Адаптированная образовательная программа (далее АОП) Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад№15» (далее МБДОУ) Артемовского городского округа разработана в соответствии с Адаптированной Федеральной образовательной программой ДО, Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ № 1155 от 17 октября 2013 года).
АОП обеспечивает разностороннее развитие личности и коррекцию речевого развития воспитанников дошкольного возраста с ТНР в возрасте 6 до 7 лет в различных видах общения и деятельности, с учетом его возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей, по основным направлениям: социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому, физическому. АОП сформирована как программа психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации, индивидуализации, развития личности воспитанника с ТНР дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Для формирования
позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного
возраста с тяжелыми речевыми нарушениями, цели и задачи реализации АОП
определены в соответствии с: - Федеральной
адаптированной образовательной программой дошкольного образования для
обучающихся с ОВЗ (утверждена Приказом Министерства просвещения РФ от 24 ноября
2022 г. N 1022) - Образовательной
программой МБДОУ №15, разработанной в соответствии с ФГОС ДО; - Образовательной
программой для детей с нарушениями речи «Программа логопедической работы по
преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, М.изд.
«Просвещение», 2008 г. Часть Программы,
формируемая участниками образовательных отношений, разработана на основе
парциальной образовательной программы: «Образовательная
программа дошкольного образования «СамоЦвет»: дошкольный возраст / Н. В.
Дягилева, О. В. Закревская, О. В. Толстикова, О. А. Трофимова; Министерство
образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное
автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального
образования Свердловской области «Институт развития образования». –
Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 438 с.» Целью АОП является
построение системы коррекционно-развивающей работы в МБДОУ в группе
комбинированного вида, максимально обеспечивающей создание условий для развития
личности детей дошкольного возраста с ТНР в различных видах общения и
деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей. Задачи: -реализация
содержания АОП ДО; -коррекция
недостатков психофизического развития обучающихся с ОВЗ; -охрана и
укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, в том числе
их эмоционального благополучия; -обеспечение
равных возможностей для полноценного развития ребенка с ОВЗ в период
дошкольного образования независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса; -создание
благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала ребенка ТНР как
субъекта отношений с педагогическим работником, родителями (законными
представителями), другими детьми; -объединение
обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-
нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм
поведения в интересах человека, семьи, общества; -формирование
общей культуры личности обучающихся с ТНР, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование
предпосылок учебной деятельности; -формирование
социокультурной среды, соответствующей психофизическим индивидуальным особенностям
развития обучающихся с ТНР; -обеспечение
психолого-педагогической поддержки родителей (законных представителей) и
повышение их компетентности в вопросах развития, образования, реабилитации
(абилитации), -охраны и
укрепления здоровья обучающегося с ТНР; -обеспечение
преемственности целей, задач и содержания дошкольного и начального общего
образования.